АРК-3
Год выпуска - 1936 |
Количество двигателей - 2 |
Марка двигателя - М-25 |
Мощность двигателя, л.с. - 635/710 |
Длина самолета, м
- 14,0 |
Размах крыла, м - 20,0 |
Площадь крыла, м2 - 58,7 |
Масса пустого самолета, кг - 3242 |
Масса топлива, кг
- 870 |
Масса масла, кг
- 150 |
Масса полной нагрузки, кг - 1545 |
Масса полетная, кг - 4787/5800 |
Удельная нагрузка на крыло кг/м2 - 83 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. - 3,4 |
Весовая отдача, % - 32,3 |
Скорость максимальная у земли, км/ч - 252 |
Скорость на высоте 2,6 км, км/ч - 308 |
Скорость посадочная, км/ч - 105 |
Время набора высоты, мин - 1000 м - 3,5 ; 2000 м - 7,0 ; 3000 м - 10,0 ; 4000 м -
14,0 ; 5000 м - 18 м. |
Потолок практический, м - 7600/9180 |
Продолжительность полета, ч - 7 |
Дальность полета, км - 1000/3000 |
Время виража, с - 45 |
Разбег, с - 17 |
Пробег, с - 16 |
АРК-3 (Арктический-3, АРК-3-1, МП-2). Одновременно с СПЛ И. В. Четвериков
начал в 1933 г. проектирование морского двухмоторного дальнего разведчика, обладавшего скоростью 300 км/ч и дальностью полета до 3000
км. Задания на такой самолет не было. Четвериков предложил его Главсевморпути в качестве арктического для целей ледовой разведки,
связи и перевозок на севере. Предложение было принято, деньги отпущены, и в связи с этой работой И. В. Четверикову была предоставлена
производственная база в Севастополе, а его ОКБ передано из ГВФ в ГУАП. Чертежи и плазы самолета АРК-3 были
начаты еще в ОСГА. Самолет был закончен постройкой в начале 1936 г.
Схема самолета АРК-3 была не совсем обычной. Тандемная установка двигателей над лодкой и крылом довольно
редко встречалась в мировой практике. В данном же случае установка двух двигателей М-25 на тонкой центральной стойке с тонкими,
работающими только на растяжение V-подкосами (первоначально стояли ленты-расчалки), была совершенно
своеобразной. Масса мотоустановки была минимальная, защита винтов от воды очень хорошая. Решение было правильным и единственно
возможным в части размещения двигателей в небольшом самолете.
Конструкция корпуса лодки была цельнометаллическая по типу МДР-3. Крыло (профиля МОС-27) - деревянное, угол его установки на лодке -
5°, оперение металлическое, обтяжка - везде полотно. Лодка - умеренно килевая, двухреданная, задний редан - утюгообразный с
водяным рулем. В лодке была двухместная кабина летчиков, носовая и задняя экранированные стрелковые установки. Подкрыльные поплавки -
деревянные. Двигатели - в кольцах-капотах, винты ВИШ типа «Гамильтон-Стандарт». Особенностью конструктивного выполнения АРК-З были
минимальные габаритные размеры самолета и запасы прочности, соответствующие случаю Ак==5,5. В самолете все было до предела облегчено.
Масса его была рекордно малой. При его размерах и двигателях даже аналогичные сухопутные самолеты весили обычно на тонну больше.
Испытания были завершены в сентябре 1936 г. Летные качества для лодочного самолета были выдающиеся. Отмечались и недостатки;
неудовлетворительные носовые обводы лодки и слабость моторной установки. Даже небольшая волна высотой 0,25 м уже заливала носовую
кабину, а брызги попадали в винты. Получалось это оттого, что нос лодки был сделан предельно коротким и ширина ее (1,7 м) предельно
малой. Для взлета этого было достаточно, но имело место нежелательное брызгообразование. В целом самолет был признан хорошим и
решено было заказать его военный вариант с вооружением. Это решение предвидели, и второй экземпляр АРК-3-2 начали строить уже вслед за
первым (который стали называть АРК-3-1). АРК-3-1 прошел доводку, и были устранены дефекты. Забрызгивание носа лодки было значительно
уменьшено путем установки на скулах пластинок-отражателей. Ленты-расчалки мотоустановки были заменены подкосами. 25 апреля 1937 г. на
АРК-3-1 был установлен международный рекорд высоты полета с контрольным грузом 1000 кг. Летчик А. В. Ершов достиг высоты 9190 м. Был
дан заказ на пять самолетов. Дальнейшие полеты закончились катастрофой, 14 июля при грубой посадке мотоустановка упала вперед и убила
летчика. |