ДАР
Год выпуска - 1935 |
Количество двигателей - 2 |
Марка двигателя - "Испано-Сюиза" 12
ybrs |
Мощность двигателя, л.с. - 760/860 |
Длина самолета, м
- 19.0 |
Размах крыла, м - 27,4 |
Площадь крыла, м2 - 100,0 |
Масса пустого самолета, кг - 4820 |
Масса полной нагрузки, кг - 2380 |
Масса полетная, кг - 7200 |
Удельная нагрузка на крыло кг/м2 - 72 |
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. - 4,7 |
Весовая отдача, % - 33 |
Скорость максимальная у земли, км/ч - 240 |
Скорость на высоте 3 км, км/ч - 229 |
Скорость посадочная, км/ч - 70 |
Время набора высоты, мин - 1000 м - 3,8 ; 2000 м - 8,5 ; 3000 м - 15,0 |
Потолок практический, м - 5500 |
Продолжительность полета, ч - 9 |
Дальность полета, км - 2000 |
Разбег, с - 20 |
Пробег, с - 15 |
ДАР Р. Л. Бартини. В 1933 г. известный полярный летчик Б. Г. Чухновский предложил построить
северный самолет-вездеход, т. е. летающую лодку, способную производить взлет и посадку на воде и на льду в Арктике. Предложение
было принято, а Чухновскому было поручено составить требования к нему и организовать постройку. Проектирование проводилось в НИИ
ГВФ, главным конструктором был назначен Р. Л. Бартини, постройка должна была производиться в ЗОК НИИ ГВФ и на судостроительном
заводе в Ленинграде. Назначение самолета - дальний арктический разведчик (ДАР).
Схема самолета - летающая лодка с утолщениями-поплавками на концах жабер и с особой схемой крыла, в котором были двойные плавающие
элероны, сделанные с целью освободить всю заднюю кромку крыла под посадочные щитки. Профиль крыла 10%-ной толщины - собственный
Бартини. Такого крыла не было нигде. Конструкция корпуса лодки - полностью из нержавеющей стали. Два двигателя “Испано-Сюиза” 12
ybrs были установлены на крыле в тандем.
Первоначально Р. Л. Бартини разрабатывал проект постановки их в тандем носок к носку, чтобы винты работали при этом как соосные, а
крыло в этом месте было превращено в кольцо, окружавшее винты. Был построен макет такого самолета в натуру, сделана и продута в
ЦАГИ модель его с работающими винтами. Результаты испытаний были успешны: тяга винтов возросла, а кольцевая часть крыла не показала
лобового сопротивления, даже больше - оно было отрицательным (“эффект Бартики”). Правда, потеря подъемной силы была значительной,
так как 15 м2 крыла выпадало из нормальной работы. В конце концов этот вариант не был принят, как конструктивно сложный,
вызывавший трудности с охлаждением и другие эксплуатационные неудобства, не желательные в условиях Арктики. Сделана была обычная
тандемная установка с одним общим для обоих двигателей радиатором.
Конструкция крыла - по типу “Сталь-6” с полками лонжеронов, набранными из пучка труб; нервюры - форменные из профилей Энерж-6.
Щитки типа ЦАП - 20% хорды крыла - были очень эффективны. Профили плавающих элеронов, испытанные в ЦАГИ, применялись потом и в
других самолетах. Сами же двойные элероны работали хорошо и полностью обеспечивали поперечную управляемость самолета. Подобных
органов управления не было ни на одном самолете.
Корпус лодки имел в длину 18,4 м и в ширину 2,8 м. Выполнение его из стали Энерж-6 потребовало некоторых новых производственных
приемов. Для этого Бартини изобрел “негативный стапель”. В нем каркас лодки - шпангоуты, стрингеры - вместе с наложенными поверху
кусками обшивки - снаружи вплотную обкладывался откидными панелями из толстых листов красной меди, по которым уходил ток. А
электрод, по которому ток поступал, подводился на проводе изнутри ко всем сварочным точкам и полосам. При помощи такого стапеля
лодка была успешно сварена. Обшивка ее имела слегка гофрированную поверхность для жесткости, поскольку толщина ее была в основном
0,5 мм и менее и лишь по днищу 0,8-1,5 мм.
Самолет был выпущен в конце 1935 г. Испытания проводились весной 1936 г. в Ленинграде в Гребном Порту. Летал Б. Г. Чухновский.
Результаты были признаны хорошими. Продолжительность полета при перегрузочной массе 9000 кг более 20 ч. Самолет был снабжен
резиновыми полозами для взлета и посадки на лед, предварительно испытанными на самолете “Дорнье-Валь” в конце 1935 г. Конструкция
их была следующая. По краям ступенчатого редана, на базе шириной более 1 м, были установлены в ряд пять мешков-камер из резины,
оклеенной брезентом при помощи резинового клея. Диаметр камер 0,25 м, длина каждой 1 м, а всех 5 м. Снизу камеры были закрыты полозом из 20-мм фанеры, оклеенным 0,8-мм нержавеющей сталью, ширина этих
полозов была 0,32 м, бока полозов были образованы тонким гофром из стали Энерж-6, допускавшим их большую осадку. Конструкция
оказалась удачной, посадка на лед была легкой и мягкой. Самолет был испытан на этих полозах весной 1936 г. На основании испытаний в Главсерморпути было вынесено решение о постройке пяти экземпляров
ДАР для работы в Арктике, но они не были построены. |