Морской торпедоносец ГАСН
Год
выпуска - 1917
|
Количество
двигателей - 2
|
Марка
двигателей - "Рено"
|
Мощность
двигателей, л.с. - 220
|
Число
мест - 4
|
Длина
самолета, м - 28,0
|
Площадь
крыла, м2 - 150,0
|
Масса
полной нагрузки, кг - 1450
|
Скорость
максимальная у земли, км/ч - 110
|
Торпедоносец
ГАСН (Гидроаэроплан специального назначения), СОН (Самолет особого назначения). Это был первый в мире морской торпедоносец, который должен был нести торпеду
и сбрасывать ее в направлении вражеского корабля, дальнейшее движение торпеды
должно было осуществляться с помощью установленных механизмов. К этой идее
русские конструкторы пришли раньше, чем в других странах.
Самолет был начат
проектированием и постройкой в 1916 г. Соавтором его следует считать Михаила
Михайловича Шишмарева заведовавшего конструкторским бюро на заводе Щетитина. Шишмарев выполнил весь технический
проект самолета, в котором Григоровичу принадлежали только набросок общего
вида и общее руководство при исполнении рабочих чертежей.
ГАСН - большой двухпоплавковый
фюзеляжный трехстоечный биплан с двумя
двигателями “Рено” по 220 л. с. Поплавки были обычной конструкции, как
в корпусах летающих лодок, и крепились к коробке крыльев под двигателями
на коротких Л-образных стойках из стальных труб с резиновой шнуровой амортизацией
в узлах поплавков. Фюзеляж был обычный четырехгранный, расчалочный, с полотняной
обтяжкой. В носовой части его, обшитой фанерой, было место наблюдателя-стрелка,
за ним - места для двух летчиков и
за коробкой крыльев - вторая стрелковая
точка. Хвостовое оперение - бипланное
с тремя рулями направления и небольшим воздушным килем. Крылья нормальной
расчалочной конструкции с третьим дополнительным лонжероном для крепления
элеронов. Передняя кромка верхнего крыла вырезана под винты. Стойки коробки
крыльев - стальные круглые трубы с полотняными
обтекателями, стойки мотоустановок -
без обтекателей.
Самолет ГАСН был заказан
в 10 экземплярах, из которых закончен был только один. Первый полет был
24 августа 1917 г. Испытывал старший лейтенант А. Е. Грузинов.
Мореходность и управляемость на роде даже при большом волнении были отличные.
Испытания показали необходимость смещения вперед центра тяжести самолета
путем вынесения вперед двигателей и некоторых грузов с одновременным увеличением
стреловидности крыльев в плане. Потребовалось увеличить площадь рулей направления.
Обнаружилась слабость конструкции поплавков, поломка одного из которых
при посадке была причиной аварии 24 сентября. Был и ряд других замечаний
военной приемки. Испытания самолета после
ремонта осенью 1917 г. показали, что в нем имеется еще много недостатков.
Возникли предложения применить для тех же целей самолеты: “двухвостку”
Хиони и “Муромца”
В 1918-1919
гг. никаких работ по ГАСН не производилось и лишь в 1920 г., летом, они
возобновились над оставшимся экземпляром, имевшим уже трехлетнюю давность
и требовавшим ремонта. Было сделано несколько полетов. Они закончились
тем, что 4 ноября самолет из-за остановки одного из двигателей вынужден
был сесть на взморье, где он в двух километрах от берега вмерз в свежеобразовавшийся
лед, потом был извлечен на берег, но больше в полет не выпускался. |