Торпедоносец Ил-2Т
Базой для самолета Ил-2Т служила массовая модель Ил-2мЗ (крыло со "стрелкой"), с которой были сняты обе крыльевые пушки ВЯ (калибра 23 мм), и существенно изменены узлы подвески.
Эти меры давали минимум четверть тонны экономии полезной нагрузки, что, вместе с некоторой экономией на боезапасе оставшихся ШКАСов и УБ, позволило (в очень перегруженном варианте) поднять в воздух самую легкую советскую торпеду марки 45-36-АH (калибра 450 мм, длина - 5450 мм, боевая масса - 940 кг, высота бросания на скорости 320 км/час - 30 м).
Крепилась торпеда прямо к фюзеляжу Ил-2 в его диаметральной плоскости с помощью двух одинаково
устраненных специальных узлов, состоявших из собственно механизма подвески, державшего торпеду, и двух трубчатых подкосов-упоров, не позволявших ей рыскать из стороны в сторону.
Исходя из словесного описания, устройство этого механизма подвески было таково: два стальных коротких "Г"-образных крюка крепились на общей
оси па типу крон-циркуля "усами" наружу, их заводили в сложенном виде в специальные крепежные отверстия на корпусе подвешиваемой торпеды, а находившиеся снаружи "хвосты" контрили проволокой, под которую закладывали короткопламенные пиропатроны с электрозапалам, включаемым из кабины пилота от кнопки бомбодержателя.
При синхронном сбрасывании этих пиропатронов "усы" крюков садились и выскальзывали из отверстий в корпусе торпеды, которая дальше следовала к цели самостоятельно, а освобожденные ею подкосы-упоры свободно болтались под брюхом у Ил-2 вплоть до самого возвращения.
Теперь несколько слово определении места расположения узлов подвески на "живом" Иле: т. к. к 1944 гаду "летающий танк", за вычетом мотора и прикрывавшей его брони, изготавливался целиком из дерева, то подвесить столь серьезный по весу и габаритам груз можно было только к имевшейся броне (не нарушая при этом общей центровки машины). Поэтому первый узел находился в центре тяжести самолета (и торпеды), в районе шпангоута 2 фюзеляжа, и крепился непосредственно к 5-миллиметровому бронеполу кабины. Для вывода его наружу в броне маслорадиатора, находившегося "этажом" ниже, пришлось сделать специальный вырез. Второй, аналогично устроенный, узел должен находился на максимальном удалении от первого (дабы предотвратить рыскание торпеды) - на самом заднем краю брони, в районе шпангоута N4.
Угол установки торпеды в вертикальной плоскости по отношению к продольной оси самолета составлял, по-видимому, около 10 град., ибо при другом его значении торпеда чертила бы хвостом по земле во время разбега и старта самолета.
Несколько
слов о размерах отдельных деталей подвески: крючки стальные, около 20 мм в
сечении и около 200 мм длиной; подкосы из дюралевой трубы диаметром 2,5 - 3,0 см
и длиной около 0,5 м. |