Военно-морской флот России


КР-1

Описание Фотографии

 

     
Год выпуска  - 1930
Число мест - 2
Количество двигателей, шт - 1
Марка двигателей - М-22
Мощность двигателя, л.с. - 480
Длина самолета, м - 10,40
Размах крыла, м - 14,0
Площадь крыла, м2 - 56,90
Масса пустого самолета, кг - 1550
Масса топлива, кг - 450
Масса масла, кг - 50
Масса полной нагрузки, кг - 650
Масса полетная, кг - 2200
Удельная нагрузка на крыло кг/м2  - 38,7
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. - 4,6
Весовая отдача, % - 29
Скорость максимальная у земли, км/ч - 194
Скорость крейсерская км/ч - 172
Скорость посадочная, км/ч - 80
Время набора высоты, мин - 1000 м - 4 ; 2000 м - 9 ; 3000 м - 25,2
Потолок практический, м - 4800
Продолжительность полета, ч - 5,5
Дальность полета, км - 800

Для расширения боевых возможностей военно-морского флота в начале 20-х годов в СССР были предприняты попытки устанавливать на корабли боевые самолеты для разведки с воздуха. В 1929 г. Управление ВВС (УВВС) обратилось к немецкой фирме «Эрнст Хейнкель флюгцойбау». У нее купили катапульту и несколько летающих лодок HD.55, приспособленных для использования с этой катапульты.

Прототипом HD.55 был самолет HD.15, построенный еще в 1927 г. Дела у фирмы «Хейнкель» тогда шли плохо, и советский заказ спас фирму от финансового краха. Эскизный проект нового самолета выполнили за несколько недель. Это была цельнодеревянная летающая лодка-биплан, металл использовался только в креплениях, на стойках и капоте силовой установки. Для удобства хранения на кораблях коробку крыльев сделали складной. Предусматривалась установка гидросамолета на лыжи. По требованиям советских специалистов было предусмотрено вооружение в двух огневых точках: неподвижный пулемет в носу и турельная установка за двигателем. После поездки в Германию советской делегации во главе с начальником УВВС Я.И.Алкснисом в сентябре 1929 г. заказ увеличили до 20 самолетов.

В июле 1930 г. получили первые пять машин и одну катапульту (вместо двух — от второй отказались). На Балтике самолеты поступили в 51-й авиаотряд в Ораниенбауме. На Черном море самолеты вошли в состав корабельных авиаотрядов. Один самолет передали в Главсерморпуть, на нем летали О.Кальвиц и В.Рожанский. В ВВС РККА самолет обозначали как КР-1 (корабельный разведчик-первый). На Черном море все доработки по самолету проводились на заводе № 45 в Севастополе. На самолет устанавливали турель ТУР-6 с двумя пулеметами ДА, в носу — полуутопленный пулемет ПВ-1. На Балтике самолет устанавливали на лыжи, в основном, с учетом пожеланий полярных летчиков.

К середине 30-х годов самолет устарел и не отвечал новым требованиям к корабельному разведчику. По документам, на Балтике последний самолет списали в 1939 г. из-за ветхости конструкции.