Военно-морской флот России


М-16

Описание Фотографии

 

     
Год выпуска - 1916
Количество двигателей - 1
Марка двигателей - "Сальмсон"
Мощность двигателей, л.с. - 150
Число мест - 2
Длина самолета, м - 8,6
Размах крыла, м - 18,0
Площадь крыла, м2 - 61,8
Масса пустого самолета, кг - 1100
Масса топлива, кг - 185
Масса полной нагрузки, кг - 350
Масса полетная, кг - 1450
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 - 23,5
Удельная нагрузка на мощность кг/л.с. - 9,7
Весовая отдача, % - 24,2
Скорость максимальная у земли, км/ч - 110
Время набора высоты, мин - 1000 м - 15,0
Продолжительность полета, ч - 4,0

Поплавковый самолет М-16 ("Зимняк", З.С., "Зимний Сальмсон"). Все летающие лодки “М” могли устанавливаться зимой на лыжи, если в том возникала надобность. Конструктивно это осуществлялось очень просто. Сквозь корпус лодки у нижних скул перед реданом проходила стальная труба с фланцами или такая же труба крепилась под реданом на особых узлах по бокам лодки. В эту трубу вставлялась ось (тоже труба), на которую и надевались лыжи. Амортизации не было. Под хвостом была небольшая третья лыжа. Однако потери в летных качествах были настолько значительны, что возник вопрос о специальном морском самолете-разведчике для зимних условий под тот же двигатель “Сальмсон” в 150 л. с.

В конце 1916 г. Д.П. Григоровичем был выпущен самолет такого назначения - М-16 - поплавковый трехстоечный биплан с форменным хвостом и толкающей силовой установкой. Было два главных поплавка и третий - хвостовой. Зимой вместо поплавков надевались лыжи. Гондола и хвост были выполнены полностью по типу “Фарманов” (-16. -20 и -22). Крылья имели конструкцию М-9, но были больше в размахе. Масса и летные качества соответствовали этим данным у М-9. Поплавки были плоскодонные безреданные. Масса пары их составляла 154 кг, масса хвостового - 8,2 кг. На поплавках он мог взлетать и садиться на снег и на лед.

М-16 был построен в 40 экземплярах и применялся несколько лет.