Военно-морской флот России


М-2

Описание Фотографии

 

     
Год выпуска - 1914
Количество двигателей - 1
Марка двигателей - "Клерже"
Мощность двигателей, л.с. - 80
Число мест - 2
Длина самолета, м. - 8,0
Размах крыла, м. - 13,68
Площадь крыла, м2 - 33,5
Масса полетная, кг. - 870
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 - 26,0
Удельная нагрузка на мощность кг/л.с. - 10,9

Летающая лодка М-2 (Морской второй) - более крупная, тоже двухместная, с двигателем “Клерже” в 80 л. с. На основе опыта постройки М-1 Д.П.Григорович начал работать над новым вариантом гидросамолета. В приближении войны С.С.Щетинин распорядился построить четыре экземпляра летающей лодки, двухстоечного биплана «Морской № 2».

Размеры и площадь крыльев были значительно увеличены, обводы лодки сильно изменены. Хвостовая часть трехгранного сечения (вершиной вверх) была приподнята на хвосте. Угол продольной килеватости был очень мал, редан вогнут и невысок. Под хвостом была пристроена на шарнирах лыжа “лопата” с резиновым буфером для лучшего отрыва хвоста от воды на разбеге. Коробка крыльев, установленная над корпусом лодки, монтировалась на стойках мотоустановки на высоте 100 мм над лодкой. Стабилизатор был сильно увеличен. Впервые в России постройка корпуса лодки М-2 производилась на стапеле килем вверх.

Первый самолет построили в середине августа 1914 г., и 31 августа начались испытания в Гребном порту. Они закончились катастрофой, летчик П.В.Евсюков погиб. Остальные три аппарата типа М-2 сдали флоту в конце 1914 г., их обозначили Щ-2 и Щ-3. Две летающие лодки использовались на Балтике до зимы 1915/16 гг. Две оставшиеся от контракта лодки отправили в Севастополь 10 марта 1915 г., под номерами «29» и «30» они участвовали в боях.