Военно-морской флот России


МБР-2

Описание Фотографии

 

     
  Первоначально Серийно
Год выпуска 1932 1934
Количество двигателей 1 1
Марка двигателя БМВ-VIф М-17б
Мощность двигателя, л.с. 500/730 500/730
Длина самолета, м 13,5 13,5
Размах крыла, м 19,0 19,0
Площадь крыла, м2 55,0 55,0
Масса пустого самолета, кг 2450 2475
Масса топлива, кг 540 540
Масса полной нагрузки, кг 1250 1625
Масса полетная, кг 3700 4100
Удельная нагрузка на крыло кг/м2 66,3 74,8
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. 7,3 8,2
Весовая отдача, % 34 39,6
Скорость максимальная у земли, км/ч 208 203
Скорость на высоте, км/ч 166 крейсерская 200 на 3 км
Скорость посадочная, км/ч 100 110
Время набора высоты, мин 1000 м - 5,0 ; 2000 м - 11,0 ; 3000 м - 19,0 ; 4000 м - 32,0 1000 м - 5,5 ; 2000 м - 12,0; 3000 м - 21,0 ; 4000 м - 34,0
Потолок практический, м 4400 4400
Продолжительность полета, ч 7 4
Дальность полета, км 1150 650
Разбег, с 30 ( 500 метров) 30
Пробег, с 16 16

Это был морской ближний разведчик, летающая лодка-моноплан с толкающей силовой установкой на центроплане. Конструкция самолета деревянная. МБР-2 возник из морских разведчиков-бипланов МР-2, МР-З, МР-5 и др., в ходе развития которых коробка крыльев была заменена монопланным крылом. Автором самолета МБР-2 был конструктор Георгий Михайлович Бериев. В создании самолета   участвовали И. В. Остославский, М. П. Могилевский и А. Н. Добровольский.

Опытный экземпляр самолета был построен на заводе им. Менжинского в 1932 г.

Особенностью форм лодки МБР-2, имевшей два редана, была большая поперечная килеватость по оси корпуса на переднем редане (до 35°) с глубоко вогнутым днищем и острыми скулами. Такая форма днища, обоснованная протасками модели, была исключительно благоприятна для посадки, хотя и не оптимальна для разбега. Было бы выгодно скруглить участок днища у киля, но конструктивно такое днище легче осуществимо в металле, чем в дереве. Поэтому в интересах производства и удобства ремонта форма днища была принята острокилеватая.

Продольный силовой набор корпуса лодки составляли четыре скуловых стрингера (из ясеня), киль и две пары параллельных ему кильсонов, выполненных по типу коробчатых лонжеронов, и ряд легких стрингеров - соосных планок под обшивкой днища, бортов и палубы. Поперечный набор составляли рамные шпангоуты, из которых два узловых шпангоута - под лонжеронами центроплана, а также два шпангоута, ограничивающие кабину летчиков, были усиленные с фанерными переборками. Во всех шпангоутах, кроме задних (за вторым реданом), был развитой флор в виде поперечной стенки-балки, сквозь которую проходили киль и четыре кильсона. Обшивка лодки - фанера, в основном 3-мм, на переднем редане - до 6 мм, в хвостовой части лодки-2,5 мм. Сборка корпуса лодки - на железных шурупах и гвоздях (оцинкованных) и на казеиновом клее. Вся наружная поверхность лодки была оклеена полотном на аэролаке.

Крыло профиля МОС-27 18%-ной толщины в центроплане и 10%-ной на концах консолей. Конструкция крыла была кессонная: два лонжерона - на 18% и 50% длины хорд - коробчатые, поверхность крыла между ними - из 3-мм фанеры. Между лонжеронами - рамные деревянные нервюры с большим овальным отверстием в фанерной стенке, окантованным рамкой. Носовые и хвостовые части нервюр - легкие форменные из швеллеров с отбортованными внутрь краями их полок. Каркас оперения и элеронов - цельнометаллический. Обтяжка носков, задней половины крыла и всего оперения - полотно.

Конструкция самолета МБР-2 менялась мало, несмотря на некоторые ее органические дефекты. Так, большие неприятности причиняла в эксплуатации донная обшивка носовой части лодки. Полотно, приклеенное аэролаком к фанере, идеально держится на выпуклой поверхности, хорошо - на плоской, но на вогнутой поверхности днища, особенно на переднем редане, оно часто отставало, между фанерой и полотном набиралась вода, фанера загнивала и приклеить к ней полотно повторно было невозможно. Тогда вошло в практику, сменив фанерную обшивку днища, не оклеивать его полотном, а густо покрывать «кузбасслаком». При этом кили и нижние скулы окантовывались полоской алюминия толщиной 0,8 мм.

Двигатель - первоначально БМВ-VIф, потом М-176 - был установлен на деревянных брусьях и стальных трубах-стойках круглого сечения с обтекателями. Впереди -лобовой радиатор и маслобак. Винт - деревянный четырехлопастный (для меньшего диаметра), спаренный. Бензобаки - между лонжеронами центроплана.

Для использования самолета зимой на лыжах было сконструировано инженером А. К. Беленковым шасси пирамидальной схемы с вертикальными стойками под передний лонжерон центроплана.

Летные качества зависели от вооружения, особенно от наружной подвески до 500 кг бомб, и открытых турелей. Самолет МБР-2 был подлинно рабочей машиной, способной успешно выполнять разнообразные задачи морской авиации в условиях 30-х годов. Подкупала его высокая мореходность (преодолевалась волна 0,7 м), дешевизна и возможность строить его в больших количествах. До 1935 г. его летные качества были удовлетворительны, потом на самолет был установлен двигатель М-34 (с 1937 г. назывался АМ-34). Двигатель применялся без редуктора в двух вариантах: с нагнетателем - АМ-34НБ и без него - АМ-34Б.