МК-1
Год
выпуска - 1916
|
Количество
двигателей - 2 "Рено" и 1 "Испано"
|
Мощность
двигателей, л.с. - "Рено"- 220 ; "Испано" - 140
|
Число
мест - 4
|
Длина
самолета, м - 16,5
|
Размах
крыла, м - 30,0
|
“Морской
крейсер” (МК-1). Законченный
постройкой и вышедший на испытания в конце 1916 г. этот гидросамолет был
крупнейшим в своем роде для того времени, уступая лишь поплавковому “Муромцу”
1914 г. По назначению это был четырехместный дальний разведчик и бомбардировщик
для Балтийского и Черного морей, спроектированный по заданию Главного морского
штаба. Чертежи общих видов самолета не обнаружены. Схема его восстановлена
А. Н. Седельниковым. Это был однопоплавковый
фюзеляжный трехстоечный биплан, между фюзеляжем и поплавком которого не
было промежутка и получался как бы общий контур комбинированных очертаний.
Поплавок в носовой части был такой высоты, что его очертания вполне соответствовали
лодочным. Он имел вогнутый редан и носовые обводы, подобные летающим лодкам
“М” Григоровича. Задняя часть поплавка
за реданом заканчивалась поперечным транцем, скошенным поверху. Конструкция
поплавка была фанерная на ясеневом каркасе, собранная на белилах и шурупах
подобно лодочной. В носовой части поплавка было просторное место наблюдателя-стрелка.
Там предполагалась установка большой пушки (до 3 дюймов).
Фюзеляж был сделан по типу самолетов “Илья Муромец”. Впереди
была закрытая кабина с остеклениями, сзади - расчалочный фюзеляж с полотняной
обтяжкой. На хвосте его был сильно развитый треугольный воздушный киль,
несший на себе горизонтальное оперение с подкосами и руль направления.
Коробка крыльев была нормальная трехстоечная с небольшим
выносом, верхнее крыло размахом немного превосходило нижнее. Крылья были
нормальные двухлонжеронные, расчалочные,
тонкого профиля. Интересная особенность самолета: коробка крыльев была
установлена на корпусе поплавка в прорезах его верхней стороны на резиновой
шнуровой амортизации с ходом ее в 180 мм.
В силовую установку по проекту
входили два двигателя “Рено” по 220 л. с., установленных на средних Л-образных
стойках коробки крыльев. В ходе постройки оказалось, что самолет получается
тяжелее и что центровка его чрезмерно задняя. Тогда, чтобы не возить в
носовой кабине груз в 15 пудов, решено было поставить третий двигатель
на верхнем крыле. К тому же и мощность двух “Рено” оказалась недостаточной.
Сначала поставили “Санбим” в 150 л. с., потом его заменили “Испано” в 140
л. с., оказавшимся на заводе. Получился трехмоторный гидросамолет, первый
в мире.
Испытания решено было начать
в Петрограде на взморье, несмотря на неподходящее время - середину ноября.
Испытывал Я. И. Седов, в самолете было еще несколько человек. Сразу же,
на разбеге, самолет зарылся носом, вода попала в передний отсек, самолет
перевернулся через нос и затонул. Люди спаслись. Самолет был вытащен сильно
поврежденным и больше не восстанавливался, тем более, что при этом пришлось
бы радикально удлинять нос его поплавка (для устранения истинной причины
аварии).
|