Военно-морской флот России


МК-1 (АНТ-22)

Описание Фотографии

 

     
Год выпуска - 1934
Количество двигателей - 6
Марка двигателей - М-34Р
Мощность двигателя, л.с.  - 750/830
Длина самолета, м  - 24,1
Размах крыла, м - 51,60
Площадь крыла, м2 - 304,5
Масса пустого самолета, кг - 21663
Масса топлива, кг - 5100
Масса полной нагрузки, кг - 7787/11900
Масса полетная, кг - 29450/33560
Удельная нагрузка на крыло кг/м2 - 95/107
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. - 5,8/6,6
Весовая отдача, % - 26,5/33,5
Скорость максимальная у земли, км/ч - 233/205
Скорость крейсерская, км/ч - 180
Скорость посадочная, км/ч - 110
Время набора высоты, мин - 1000 м - 10,3 ; 2000 м - 42,0
Потолок практический, м - 3500/2250
Продолжительность полета, ч - 7
Дальность полета, км - 1330
Время виража, с - 85

МК-1 (АНТ-22) - двухлодочный цельнометаллический гидросамолет с шестью двигателями АМ-34Р в трех тандемных установках на центроплане, уникальный и крупнейший из числа где-либо построенных самолетов этой схемы. Назначение - морской крейсер, дальний разведчик открытого моря и бомбардировщик. Он не был новостью. В 1929 г. в АГОС разрабатывался подобный проект АНТ-11, а в 1930 г. в ЦКБ обсуждался аналогичный проект Р. Л. Бартини. Постройка опытного экземпляра МК-1 была закончена к августу 1934 г.

Самолет МК-1 имел ряд особенностей в схеме и конструкции. Размах и площадь крыла были значительны по сравнению с длиной лодок и плечом горизонтального оперения (всего 2,2 САХ), которое было сделано бипланным расчалочным, чтобы усилить жесткость всей системы. Корпуса лодок имели относительно большую ширину и водоизмещение и при этом сильно развитую носовую часть, значительно большую, чем требовалось по условиям плавучести. Это обеспечивало отличную мореходность, но увеличивало массу самолета.

Конструктивно лодки были выполнены как поплавки, нижняя широкая часть их замыкалась сверху водонепроницаемым полом с большими люками для осмотра, были в них и килевые балки. Лодки были взаимозаменяемые. Часть корпуса лодок выше пола была сравнительно легкой и несла хвостовое оперение. Кили вертикального оперения были съемные на шести конических болтах. Обшивка лодок и килей - гладкая, клепка - на сурике, разведенном на полимеризованном масле. По бортам лодок - три наружных профиля-рифта.

Конструкция крыла - по типу ТБ-3. Лонжеронов - четыре. Сечение дуралюминовых труб их полок в центроплане - 125x113 мм. Обшивка - гофрированная. Вооружение - шесть экранированных турелей: две в носу лодок и две хвостовые с двумя пулеметами ШКАС каждая и две с пушками «Эрликон» в лодках за крылом; бомб - до 6 т в разных комбинациях наружной подвески. Масса конструкции 13210 кг (перетяжеление - до 1500 кг), силовой установки - 8453 кг, пустого самолета - 21663 кг, полетная масса (с перегрузкой) - до 43000 кг,

8 августа 1934 г. были начаты заводские испытания самолета, продолжавшиеся до 8 мая 1935 г. Была достигнута скорость 233 км/ч, потолок - 3500 м, вираж 85 с, расход бензина и масла 4,36 кг/км.

На испытаниях (27 июля - 15 августа 1935 г.) при наружной подвеске бомб скорость максимальная получилась 205 км/ч, крейсерская - 180 км/ч, потолок - до 2250 м. Испытания показали, что самолет МК-1 обладает хорошими обводами и гидродинамикой, мог взлетать и садиться в открытом море на волне 1 - 1,5 м при ветре 8-12 м/с, выдерживал длительную стоянку на море, буксировку и мог рулить в еще худших условиях. Самолет имел хорошую устойчивость, управляемость и маневренность. Однако по своим летным качествам самолет не отвечал требованиям ВВС к морскому крейсеру, разведчику и бомбардировщику. Было решено доработать самолет, установить более мощные двигатели с нагнетателями и провести другие мероприятия, но это выполнено не было. Однако даже без этих доработок самолет имел такие качества, которые позволяли использовать его для установления международного рекорда. 8 декабря 1936 г. летчики Т. В. Рыбенко и Д. Н. Ильинский достигли высоты 1942 м с грузом 10040 кг. Во втором полете они подняли груз 13 000 кг.