Морской “Парасоль” Фриде
Морской летчик лейтенант Георгий Анатольевич Фриде летал на многих серийных самолетах и проводил испытания опытных гидросамолетов. Ему
принадлежат также многочисленные рационализаторские предложения и изобретения. Он проектировал свои самолеты, в том числе большой
трехмоторный, и построил один оригинальный самолет. Специального образования Г. А. Фриде не имел и это отражалось на его изделиях, но
летчиком он был отличным. Он первым пролетел под Троицким мостом в Петрограде на гидросамолете М-5. Осенью 1916 г. (несколько позже)
лейтенант А. Е. Грузинов пролетел подряд под всеми мостами на Неве.
Морской “Парасоль” Фриде. Это была своеобразная переделка в гидросамолет “Морана-Парасоля”, от которого было взято крыло, оперение,
двигатель “Гном” в 80 л. с.; корпус был выполнен в форме лодки с большой килеватостью. Кроме того, были подводные крылья “ножи” около нижних
скул и за реданом - всего три установки по три “ножа” в каждой.
Самолет строился в 1915-1916 гг. на заводе Лебедева. Летом Г. А. Фриде и А. Е. Грузинов испытывали его. Эффект от
“ножей” оказался слишком велик - они выгоняли лодку из воды раньше, чем крылья начинали нести и самолет становился
управляемым. Как тогда говорили, “ножи зарезали” и отрываться с ними летчики не рисковали. Вскоре “ножи” были сняты, однако без них лодка не
смогла оторваться - хвостовое оперение мешало взлету, а лодка глубоко сидела в воде. |