РОМ-1
Год
выпуска - 1927
|
Количество
двигателей - 2
|
Марка
двигателей - "Лорен-Дитрих"
|
Мощность
двигателя, л.с. - 450
|
Длина
самолета, м - 16,0
|
Размах
крыла, м - 28,0
|
Площадь
крыла, м2 - 104,6
|
Масса
пустого самолета, кг - 4518
|
Масса
топлива, кг - 775
|
Масса масла, кг - 185 |
Масса
полной нагрузки, кг - 1312
|
Масса
полетная, кг - 5830
|
Удельная
нагрузка на крыло, кг/м2 - 56,0
|
Удельная
нагрузка на мощность кг/л.с. - 6,5
|
Весовая
отдача, % - 22,5
|
Скорость
максимальная у земли, км/ч - 165
|
Скорость
максимальная на высоте, км/ч
- 118
|
Скорость
посадочная, км/ч -
85
|
Время
набора высоты, мин - 1000
м - 10,1 ; 2000
м - 25,3 ; 3000 м - 54
|
Потолок
практический, м - 3470
|
Продолжительность
полета, ч - 5
|
Дальность
полета, км - 800
|
Время
виража, с - 80
|
Разбег - Время,
с - 25
|
Пробег
- Время,
с -13
|
РОМ-1 (Разведчик открытого
моря, МДР-1, МР-3). Морской дальний разведчик, летающая
лодка с двумя двигателями “Лоррэн-Дитрих” в 450 л. с. в тандеме. Схема - подкосный полутораплан с верхним крылом большого
размаха над лодкой и с нижними крыльями, установленными немного выше ватерлинии,
с поплавками боковой остойчивости. В систему верхнего крыла входили 20
подкосив и две рамы жесткости. Размах верхнего крыла был 28 м и площадь
- 86,6 м2, а полная площадь - 104,6 м2.
Задание на этот самолет было выдано Д.П.
Григоровичу летом 1925 г., оно считалось важным и срочным и его разработка
началась тотчас. Конструкцию лодки делал В. Б. Шавров, крыльев и силовой
установки - П. Д. Самсонов. По заданию, лодка должна была быть цельнометаллической
из кольчугалюминия, верхнее крыло - деревянное. Конструирование и постройку
лодки пришлось начать с налаживания в Ленинграде производства листов, труб
и заклепок из кольчугалюминия, с отработки сортамента профилей каркаса
лодки, поскольку профили АГОС для лодки не были пригодны. Были приняты
только открытые профили - угольники с отбортованными полками из листа в
1,5 мм со стенкой высотой до 80 мм и равнобокие угольники с отбортовками
для скуловых стрингеров и киля.
Обводы лодки были приняты предельно простыми, чтобы избежать
выколотки листов. Поперечное сечение было везде пятиугольным, образованным
только прямыми линиями, угол поперечной килеватости был 12°. В бортах хвостовой
части лодки были поставлены раскосы для увеличения жесткости хвоста на
кручение. Толщина обшивки лодки: днище на переднем редане 2,0 мм, остальное
днище и борта до ватерлинии 1,5 мм, остальные поверхности 1,0 мм, воздушный
киль 0,8 мм. Реданы были сделаны высотой 150 мм и скошены под углом 45°,
что было полной новизной. Обводы лодки оказались в общем удачными.
Клепка водонепроницаемых
швов лодки делалась на байке, пропитанной суриком с олифой. Герметичность
была достигнута полная, но из-за большой толщины байковых прокладок швы
получались вдавленными, что портило вид лодки. В дальнейшем байку заменили
киперной лентой и обшивка стала получаться гладкой.
Аналогичной была клепка нижних
крыльев, тоже водонепроницаемых, и подкрыльных поплавков, имевших полукруглое
поверху сечение, однореданных, установленных под концами нижних крыльев
на восьми коротких стальных подкосах каждый.
Верхнее крыло имело переменный
по размаху профиль “Геттинген-426”, а в местах крепления подкосов - “Геттинген-420”.
Два его лонжерона - коробчатые, первоначально одиночные, шириной 100 мм,
потом замененные парными шириной по 60 мм. Нервюры были форменные, обшивка
носка и верха до заднего лонжерона - 2-мм фанера, все было обтянуто полотном.
Подкосы верхнего крыла - клепаные из листового кольчугалюминия, обтекаемого
сечения, закрытого профиля. Крайние подкосы были выполнены в форме жесткой
четырехугольной рамы. Хвостовое оперение - из кольчугалюминия с полотняной
обшивкой.
Статические испытания, проводившиеся
весной 1927 г., показали, что конструкция самолета прочна, но прогиб верхнего
крыла очень велик-0,3 м на концах при
однократной нагрузке и свыше 1,5 м перед разрушением. Тогда и появились
парные лонжероны, был усилен центроплан и др. Все это вызвало перетяжеление
примерно в 600 кг против расчетных предположений (правда, заниженных).
Еще большие неприятности
причинила задняя центровка самолета. Ее пришлось выправлять передвижкой
двигателей вперед, удлинив мотогондолу и введя подкосы под ней. Все же
центровка оказалась на 43% САХ для пустого самолета. В полете она с трудом
дотягивалась до 35% САХ путем размещения нагрузки, в том числе и бензина.
Вооружение - ТУР-4 и ТУР-5
- всего с четырьмя пулеметами, Сбр-8 и прицел Герца в передней кабине.
Экипаж - четыре человека.
Самолет был закончен к зиме
1927 г. и первые пробы его были проведены в Ленинграде. Летал Л. И. Гикса.
В ноябре самолет был перевезен в Севастополь. Летал С. Т. Рыбальчук. К
осени 1928 г. в отчете об испытаниях был сделан вывод, что РОМ-1 не может
быть использован в качестве боевого самолета.
|