Военно-морской флот России


С-10 “Гидро”

Описание Фотографии

 

     
 

С-10 "Гидро"

С-10А "Гидро"

Год выпуска 1913 1914
Количество двигателей 1 1
Марка двигателя "Аргус" "Гном-Моносупап"
Мощность двигателей, л.с. 100  100
Число мест  2 2
Размах крыла, м 13,7/8,8  13,7/8,8
Площадь крыла, м2 35,5 35,5
Масса пустого самолета, кг 700  565
Масса топлива, кг - 160
Масса полной нагрузки, кг 380  310
Масса полетная, кг 1080 875
Удельная нагрузка на крыло кг/м2 31,0  24,7
Удельная нагрузка на мощность, кг/л.с. 10,8  8,7
Весовая отдача, %  35,0 35,5
Продолжительность полета, ч 4  4

Самолет С-10 “Гидро”. Под этим названием объединялось семь гидросамолетов, принятых морским ведомством и состоявших на вооружении в морской авиации на Балтийском море в 1913-1915 гг. Они участвовали в боевых действиях в начале первой мировой войны. К ним относятся: С-10 - гидроаэроплан с двигателем “Гном-Моносупап” в 100 л. с. и серия в пять экземпляров с двигателем “Аргус” в 100 л. с., построенная летом 1913 г.

Внешне самолет был похож на С-5а двухпоплавковый, но отличался более сдвинутыми назад сиденьями и более выпуклым гаргротом фюзеляжа. От моторамы шли дополнительные стойки к поплавкам, по бортам фюзеляжа были установлены трубчатые радиаторы, был введен киль. Поплавки по обводам были копией поплавков С-5а, но размеры их были больше. За хвостовым цилиндром, на осевой трубе руля направления, был водяной руль, поставленный из числа первых в мире. К этой серии относился еще шестой экземпляр С-10 с двигателем “Аргус” в 115 л. с. переделанный из сухопутного.

Морские летчики не очень любили самолеты С-10 по причине их "ажурности и непрочности", особенно опасались за их очень тонкие и нежесткие хвосты. Однако в воздухе они не ломались и был даже отмечен случай, когда летчик И.И. Кульнев на таком самолете 15 декабря 1913 г. в Либаве выполнил полет в перевернутом положении, вверх поплавками, на высоте 300-400 м и нормально из него вышел.