Ш-1
Год
выпуска - 1929
|
Количество
двигателей - 1
|
Марка
двигателей - "Вальтер"
|
Мощность
двигателей, л.с. - 85
|
Длина
самолета, м - 7,7
|
Размах
крыла, м - 10,7
|
Площадь
крыла, м2 - 20,2
|
Масса
пустого самолета, кг - 535
|
Масса
топлива, кг - 60
|
Масса масла, кг - 7 |
Масса
полной нагрузки, кг - 255
|
Масса
полетная, кг - 790
|
Удельная
нагрузка на крыло, кг/м2 - 39,0
|
Удельная
нагрузка на мощность кг/л.с. - 9,3
|
Весовая
отдача, % - 32,3
|
Скорость
максимальная у земли, км/ч - 126
|
Скорость
максимальная на высоте, км/ч - 93 (Vmin)
|
Скорость
посадочная, км/ч - 65
|
Время
набора высоты, мин - 1000
м - 17,5 ; 2000
м - 52
|
Потолок
практический, м - 2470
|
Продолжительность
полета, ч - 3,5
|
Дальность
полета, км - 400
|
Время
виража, с - 25
|
Разбег - Время,
с - 20 ; Дальность,
м - 200
|
Пробег - Время,
с - 12 ; Дальность,
м - 100
|
Это трехместная летающая лодка-полутораплан с поплавками боковой остойчивости
на нижних крыльях, со свободно - несущими
консолями верхнего крыла и с поднимаемым шасси. Схема была в целом своеобразной,
особенно в части нижних крыльев, нигде ранее не встречавшихся. Двигатель - “Вальтер”
в 85 л. с. Конструкция самолета - деревянная.
Самолет был первой в СССР амфибией. Построен он был на средства Осоавиахима
руками автора в “домашних” условиях вместе с инженером Виктором Львовичем
Корвиным и механиком Николаем Николаевичем Фунтиковым. Части самолета (лодка,
крылья) были изготовлены в комнате городской квартиры, сборка производилась
на аэродроме в Ленинграде, испытания - в
Гребном Порту. Постройка была начата 16 апреля 1928 г. Первое руление на
воде 4 июня 1929 г. выполнил летчик Л. И. Гикса. Понадобились некоторые
переделки поплавков и другие доводки. 21 июня был произведен первый взлет
с воды. 1-8 июля летчиком Б. В. Глаголевым были выполнены все испытания
самолета как летающей лодки в сложных условиях погоды - при ветре до 7,5
м/с и волне до 0,6 м. После этого на самолет были установлены шасси и костыль
и 6 августа произведен первый полет самолета как амфибии - взлет
с воды, посадка на сушу и обратно. Летали даже вчетвером. После нескольких
десятков полетов 31 августа был совершен перелет из Ленинграда в Москву - из
Гребного Порта (с воды) на Центральный аэродром.
По указанию начальника ВВС
П. И. Баранова были проведены государственные испытания Ш-1 (20-28 сентября
1929 г.) на Центральном аэродроме и на Москве-реке (летчики Б. В. Глаголев,
М. А. Коровкин и А. В. Чекарев). Признано было, что с двигателем в 85 л.
с. самолет может быть лишь спортивным и что нужен его увеличенный вариант
со стандартным отечественным двигателем М-11 в 100 л. с.
Летные качества Ш-1 могли
быть выше, если бы на ее звездообразном 7-цилиндровом двигателе, стоявшем
открыто в потоке, был капот. Но в “домашних” условиях сделать его не было
возможности. Создание этого самолета представляет собой пример продуктивной
работы энтузиастов.
После окончания испытаний
самолет был передан Ленинградскому Осоавиахиму для агитполетов. В одном из них 26 февраля 1930 г. он потерпел аварию.
Летчик В. П. Чкалов на пути в Ленинград из города Боровичи в очень плохую
погоду летел вдоль Октябрьской железной дороги. Снег и обледенение прижали
самолет к земле, он зацепился крылом за семафор и упал у станции Вялка.
Чкалов и механик Иванов не пострадали, но самолет уже не восстанавливали.
|