Военно-морской флот России


Ш-1

Описание Фотографии

 

     

Год выпуска - 1929

Количество двигателей - 1

Марка двигателей  - "Вальтер"

Мощность двигателей, л.с. - 85

Длина самолета, м - 7,7

Размах крыла, м - 10,7

Площадь крыла, м2 - 20,2

Масса пустого самолета, кг - 535

Масса топлива, кг - 60

Масса масла, кг - 7

Масса полной нагрузки, кг - 255

Масса полетная, кг - 790

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 - 39,0

Удельная нагрузка на мощность кг/л.с. - 9,3

Весовая отдача, % - 32,3

Скорость максимальная у земли, км/ч - 126

Скорость максимальная на высоте, км/ч - 93 (Vmin)

Скорость посадочная, км/ч - 65

Время набора высоты, мин - 1000 м - 17,5 ; 2000 м - 52

Потолок практический, м - 2470

Продолжительность полета, ч - 3,5

Дальность полета, км - 400

Время виража, с - 25

Разбег - Время, с - 20 ; Дальность, м - 200

Пробег - Время, с - 12 ; Дальность, м - 100

Это трехместная летающая лодка-полутораплан с поплавками боковой остойчивости на нижних крыльях, со свободно - несущими консолями верхнего крыла и с поднимаемым шасси. Схема была в целом своеобразной, особенно в части нижних крыльев, нигде ранее не встречавшихся. Двигатель - “Вальтер” в 85 л. с. Конструкция самолета - деревянная. Самолет был первой в СССР амфибией. Построен он был на средства Осоавиахима руками автора в “домашних” условиях вместе с инженером Виктором Львовичем Корвиным и механиком Николаем Николаевичем Фунтиковым. Части самолета (лодка, крылья) были изготовлены в комнате городской квартиры, сборка производилась на аэродроме в Ленинграде, испытания - в Гребном Порту. Постройка была начата 16 апреля 1928 г. Первое руление на воде 4 июня 1929 г. выполнил летчик Л. И. Гикса. Понадобились некоторые переделки поплавков и другие доводки. 21 июня был произведен первый взлет с воды. 1-8 июля летчиком Б. В. Глаголевым были выполнены все испытания самолета как летающей лодки в сложных условиях погоды - при ветре до 7,5 м/с и волне до 0,6 м. После этого на самолет были установлены шасси и костыль и 6 августа произведен первый полет самолета как амфибии - взлет с воды, посадка на сушу и обратно. Летали даже вчетвером. После нескольких десятков полетов 31 августа был совершен перелет из Ленинграда в Москву - из Гребного Порта (с воды) на Центральный аэродром.

По указанию начальника ВВС П. И. Баранова были проведены государственные испытания Ш-1 (20-28 сентября 1929 г.) на Центральном аэродроме и на Москве-реке (летчики Б. В. Глаголев, М. А. Коровкин и А. В. Чекарев). Признано было, что с двигателем в 85 л. с. самолет может быть лишь спортивным и что нужен его увеличенный вариант со стандартным отечественным двигателем М-11 в 100 л. с.

Летные качества Ш-1 могли быть выше, если бы на ее звездообразном 7-цилиндровом двигателе, стоявшем открыто в потоке, был капот. Но в “домашних” условиях сделать его не было возможности. Создание этого самолета представляет собой пример продуктивной работы энтузиастов.

После окончания испытаний самолет был передан Ленинградскому Осоавиахиму для агитполетов. В одном из них 26 февраля 1930 г. он потерпел аварию. Летчик В. П. Чкалов на пути в Ленинград из города Боровичи в очень плохую погоду летел вдоль Октябрьской железной дороги. Снег и обледенение прижали самолет к земле, он зацепился крылом за семафор и упал у станции Вялка. Чкалов и механик Иванов не пострадали, но самолет уже не восстанавливали.