ТОМ-1
Год выпуска - 1930
|
Количество двигателей - 2
|
Марка двигателей -
БМВ-VI
|
Мощность двигателей, л.с. - 500/680
|
Размах крыла, м - 33,0
|
Площадь крыла, м2 - 120
|
Масса топлива, кг - 1300
|
Масса масла, кг
- 100 |
Масса полетная, кг - 8030
|
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 - 67,0
|
Удельная нагрузка на мощность кг/л.с. - 5,9
|
Скорость максимальная у земли, км/ч - 210 |
Скорость максимальная на высоте, км/ч - 100
|
Скорость посадочная, км/ч
- 80
|
Потолок практический, м
- 5500
|
Разбег - Время, с - 25
|
По схеме это поплавковый моноплан с горизонтальным оперением, высоко поднятым
на воздушном киле с N-образными подкосами; поплавки были установлены на четырех стойках каждый с расчалками между стойками. Размах крыла 33,0 м, удлинение 8. Двигатели БМВ-VI в 500/680 л. с. Самолет был цельнодуралюминовый, своеобразной для наших тогдашних условий конструкции. Вся его обшивка была гладкая толщиной в среднем 0,5-0,6 мм с очень частым набором стрингеров в крыле, фюзеляже и поплавках. Шпангоуты и нервюры были поставлены на расстояниях в среднем 0,4 м.
Крыло было двухлонжеронное, со значительным сужением к концам. Профиль типа Сен-Сир-60. Лонжероны - форменные, полки их из гнутых листовых профилей примерно полукруглого сечения, склепанных в общий закрытый контур. Раскосы лонжеронов
- из парных фасонных швеллеров, местами образовывавших коробчатое сечение. Нервюры - все листовые, с большими круглыми или овальными отверстиями облегчения, иногда даже без отбортовок. Расстояния между стрингерами в крыле были порядка 100 мм, в фюзеляже и поплавках - около 150мм.
Вся конструкция самолета ТОМ-1 была относительно легкой и вполне прочной, но трудоемкой и дорогой из-за множества заклепок (примерно вдвое больше, чем в ТБ-1) и требовала большого расхода листового материала, значительная площадь которого терялась при образовании отверстий облегчения. Внешне обшивка была гладкой, без хлопунов, и аэродинамика самолета была в общем хорошей. Крыло было снабжено щелевыми закрылками, которые опускались на угол до 40°.
Вооружение - 3 пулемета ПВ-1 в передней и задней стрелковых установках и в выдвижной вниз башне перед задней турелью.
Самолет был привезен в Севастополь к 1 января 1931 г. Сборка и испытания продолжались до августа. Проводили их Н. И. Камов и Н. А. Камкин. В целом ТОМ-1 показал неплохие качества, но уже строился серийно самолет ТБ-1 и шли приготовления к постановке его на поплавки. Поэтому близкий к нему самолет, к тому же новой и трудоемкой конструкции, на вооружение принят не был.
|