Военно-морской флот России


Вуазен-Канар

Описание Фотографии

 

     
Размах крыла, м - 12
Длина самолета, м - 8
Площадь крыла, м2 - 40
Вес пустого самолета, кг - 550
Полезная нагрузка, кг - 250
Полетный вес, кг - 820
Двигатель, тип - "Гном"
Мощность двигателя, л.с. - 50
Скорость, км/ч - 70

Это один из первых гидросамолетов в мире, поплавковый вариант сухопутного «Вуазена» 1909 г. История его появления в России такова. Летом 1911 г. В.Н.Кедрин и С.Ф.Дорожинский отправились за границу для закупки двух новых гидропланов — биплана Кертисса и моноплана Этриха. Дорожинскому предстояло обучиться на них полетам. Но от закупок Кертисса и Этриха отказались, и после посещения гонок морских самолетов в Монако офицеры решили приобрести два гидроплана Вуазен «Канар». После заключения контракта Дорожинский остался наблюдать за постройкой и обучаться полетам, но во время одного из них на только что построенном «Канаре» потерпел аварию. Офицер был серьезно ранен и перестал посылать регулярные отчеты в Севастополь.

Поломка аэроплана и связанные с ней дополнительные расходы, молчание авиатора и задержка фирмы с выполнением заказа усугубились утечкой сведений о контракте во французскую прессу. Недовольное руководство в начале 1912 г. приказало опальному авиатору вернуться домой, сдав дела поручику И.И.Стаховскому. Тот в начале февраля 1912 г. вместе с Дорожинским проинспектировал мастерские Вуазена. Они произвели удручающее впечатление, казалось, что фирма находится на грани банкротства. Тем не менее в марте—апреле оба «Канара» доставили в Севастополь, там их собрали и облетали под руководством французского инструктора. В 1912—1913 гг. «Канары» довольно интенсивно эксплуатировались на Черноморском флоте, у них были порядковые (тактические) номера «1» и «2».

«Канар» (по-французски — «утка») представлял собой трехстоечный биплан с четырьмя вертикальными перегородками. Коробка крыльев и фюзеляж с двухместной кабиной опирались на четыре широких поплавка. Они имели вид плоских снизу и сверху немного выпуклых фанерных коробок с заостренными передней и задней кромками. Три поплавка устанавливались под крыльями, четвертый — под носовой частью фюзеляжа. Поплавки крепились к самолету на стойках (задние — с пружинной амортизацией).