Военно-морской флот России


ВМ-2

Описание Фотографии

 

     
Летающая лодка ВМ-2. После гибели ВМ-1 А.Ю. Виллиш взялся за следующий, улучшенный вариант его под тот же двигатель “Гном-Моносупап” в 100 л. с. и на тех же условиях Морского генштаба, т. е. без выдачи денег. В первой половине 1916 г. А. Ю. Виллиш хлопотал о производственной базе, обращался к Меллеру - владельцу завода “Дукс” - и к Лебедеву. Оба они отказались от постройки нового самолета. Тогда Виллиш обратился к владельцу фабрики художественной мебели Ф. Мельцеру, который выполнял заказы на воздушные винты и собирался строить самолеты. Мельцер согласился. Позднее, в апреле 1917 г., Виллиш сам поступил к Мельцеру директором-распорядителем. Самолет ВМ-2 был начат постройкой и к осени 1916 г. был закончен. В. А. Лебедев, видя, что Мельцер взялся строить самолет Виллиша и чтобы не упустить возможной выгоды, тоже стал строить на своем заводе по договоренности с Виллишем копию самолета ВМ-2 с некоторыми изменениями - тип ВМ-4.

ВМ-2 был летающей лодкой-бипланом толкающей схемы, двухместным разведчиком. Корпус лодки - с тонким, загнутым вверх хвостом, с одним главным реданом, переходившим и на борта лодки, и с четырьмя меньшими реданами за ними. Идея многореданности, по понятиям того времени, должна была привести к зубчатому днищу и к упразднению реданов путем сведения их к небольшим поперечным планкам, прибиваемым к днищу, а следовательно, к уменьшению лобового сопротивления. Эта идея себя не оправдала, но и вреда от нее особенного не было.

Корпус лодки был фанерный на ясеневом каркасе. Оперение - на хвостовой ферме, сделанной из стальных труб. Воздушного киля и стабилизатора не было, был очень высокий руль направления и руль высоты с роговой компенсацией. Коробка крыльев имела механизм изменения угла установки в полете, однако довести его до рабочего состояния не удалось, да в нем и не было надобности, поскольку самолет отлично летал при неподвижных крыльях.

Конструкция их была нормальная двухлонжеронная. Верхнее крыло, значительно большее по размаху, чем нижнее, имело в плане красивую ласточкообразную форму с отогнутой назад передней кромкой на концах. Из конструктивных особенностей следует отметить обтекатель ротативного двигателя с коком на винте, что тогда было редкостью.

Самолет прошел испытания, был принят морским ведомством, но в серии его не строили, считая более интересным вариант ВМ-4. Опытный самолет был передан в Баку в летную школу.