ВМ-2
Летающая лодка ВМ-2. После гибели
ВМ-1 А.Ю. Виллиш взялся за следующий, улучшенный вариант его под тот же
двигатель “Гном-Моносупап” в 100 л. с. и на тех же условиях Морского генштаба,
т. е. без выдачи денег. В первой половине 1916 г. А. Ю. Виллиш хлопотал
о производственной базе, обращался к Меллеру - владельцу завода “Дукс” -
и
к Лебедеву. Оба они отказались от постройки нового самолета. Тогда Виллиш
обратился к владельцу фабрики художественной мебели Ф. Мельцеру,
который выполнял заказы на воздушные винты и собирался строить самолеты. Мельцер согласился. Позднее, в апреле 1917 г., Виллиш сам поступил к Мельцеру
директором-распорядителем. Самолет ВМ-2 был начат постройкой и к осени
1916 г. был закончен. В. А. Лебедев, видя, что Мельцер взялся строить
самолет Виллиша и чтобы не упустить возможной выгоды, тоже стал строить
на своем заводе по договоренности с Виллишем копию самолета ВМ-2 с некоторыми
изменениями - тип ВМ-4.
ВМ-2 был летающей лодкой-бипланом толкающей схемы, двухместным
разведчиком. Корпус лодки - с тонким, загнутым вверх хвостом, с одним главным
реданом, переходившим и на борта лодки, и с четырьмя меньшими реданами
за ними. Идея многореданности, по понятиям того времени, должна была привести
к зубчатому днищу и к упразднению реданов путем сведения их к небольшим
поперечным планкам, прибиваемым к днищу, а следовательно, к уменьшению
лобового сопротивления. Эта идея себя не оправдала, но и вреда от нее особенного
не было.
Корпус лодки был фанерный на ясеневом каркасе. Оперение
- на хвостовой ферме, сделанной из стальных труб. Воздушного киля и стабилизатора
не было, был очень высокий руль направления и руль высоты с роговой компенсацией.
Коробка крыльев имела механизм изменения угла установки в полете, однако
довести его до рабочего состояния не удалось, да в нем и не было надобности,
поскольку самолет отлично летал при неподвижных крыльях.
Конструкция их была нормальная двухлонжеронная. Верхнее
крыло, значительно большее по размаху, чем нижнее, имело в плане красивую
ласточкообразную форму с отогнутой назад передней кромкой на концах. Из
конструктивных особенностей следует отметить обтекатель ротативного двигателя
с коком на винте, что тогда было редкостью.
Самолет прошел испытания, был принят морским ведомством, но в серии его не строили, считая более интересным вариант ВМ-4. Опытный
самолет был передан в Баку в летную школу.
|