Ка-10
Ка-10 |
Диаметр несущих
винтов - 5,8 метра |
Длина
фюзеляжа
- 3,9 м |
Высота
- 2,5 м |
Ширина
- 1,97 м |
Силовая установка
- 1 x ПД АИ-4Г мощностью 40кВт |
Взлетный
вес
- 370 кг |
Максимальная скорость
- 115 км/ч |
Динамических потолок - 250 м |
Дальность
полета
- 170 км |
Экипаж - 1 человек |
Ка-10М |
Диаметр несущих
винтов - 6,12 метра |
Длина
фюзеляжа
- 3,7 м |
Высота
- 2,5 м |
Ширина
- 1,97 м |
Силовая установка
- 1 x ПД АИ-4В мощностью 40кВт |
Взлетный
вес
- 390 кг |
Вес пустого - 258 кг |
Максимальная скорость
- 115 км/ч |
Динамических потолок - 250 м |
Дальность
полета
- 170 км |
Экипаж - 1 человек |
Вертолет для наблюдения и связи Ка-10 стал первым
винтокрылым аппаратом соосной схемы, успешно выдержавшим государственные
испытания и выпускавшимся малой серией. Его проектирование осуществлялось на
основании ТТТ, заданных авиацией ВМФ. Схема и компоновка нового винтокрылого
аппарата были такие же, как у Ка-8. На вертолете
установили специально спроектированный главным конструктором А.Г.Ивченко
двигатель АИ—4Г мощностью 40кВт. Диаметр несущего винта увеличили на 0.2м, ввели
геометрическую крутку лопастей. Значительным изменениям подверглась система
управления вертолетом.
Вертолеты Ка—10 строились, в отличие от Ка—8, уже в нормальных
условиях авиационного предприятия. Для оценки работоспособности и надежности
агрегатов, узлов и систем параллельно с изготовлением машины осуществлялся
значительный объем лабораторно—стендовых испытаний. В короткие сроки было
построено четыре экземпляра вертолета. Один из них подвергся 100-часовым
ресурсным испытаниям, остальные использовались для выполнения программы летных
испытаний. Первый полет на Ка-10 совершил летчик—испытатель М.Д.Гуров 30 августа
1949 года.
Вертолеты были оборудованы необходимой регистрирующей
испытательной аппаратурой. Заводские испытания Ка-10 завершил летчик—испытатель Д.К.Ефремов, заменивший трагически погибшего в одном из испытательных полетов М.Д.Гурова. Всего на вертолете было выполнено 200 полетов с налетом 25ч. В
октябре 1950 года два вертолета Ка-10 передали на государственные испытания.
Полеты по программе испытаний выполнял ведущий летчик—испытатель НИИ ВВС капитан Е.А.Гридюшко.
Испытания в морских условиях проводились на легком
артиллерийском крейсере "Максим Горький". Это были первые в нашей стране полеты
вертолета с корабля. Датой образования корабельной (палубной) авиации можно
считать 1950 год. Летчики обратили внимание на специфические особенности летной
эксплуатации вертолетов в корабельных условиях: повышенную турбулентность
воздушного потока, отрицательное влияние на взлет и посадку бортовой и килевой
качки судна и др. Однако отмечали при этом, что вертолет доступен для пилотов
средней квалификации. Государственные испытания подтвердили высокие маневренные
качества вертолета соосной схемы и его пригодность для использования на
кораблях.
В августе 1951 года было принято решение о постройке войсковой
серии из 15 вертолетов для более углубленного исследования возможностей
применения винтокрылых машин в различных тактических целях ВМФ. Войсковые
испытания Ка-10 проводила на Черном море специально созданная в ВМФ вертолетная
эскадрилья, которой командовал капитан А.Н.Воронин.
Учитывая накопленный опыт наземной и летной эксплуатации,
специалисты ОКБ внесли в конструкцию Ка-10 ряд изменений, направленных на его
дальнейшее совершенствование. "...Была окончательно отработана конструкция
настоящего вертолета—малютки, получившего обозначение Ка—10М", — отмечал Н.И.Камов. Вертолет несколько лет использовался в исследовательских целях и для
выполнения демонстрационных полетов. Становление ОКБ завершилось с постройкой и
доводкой Ка-10 и Ка—10М, положивших начало вертолетам соосной схемы в стране.
Большой вклад в создание вертолетов Ка-10 и Ка—10М внесли сотрудники ОКБ
В.Б.Баршевский, М.А.Купфер и А.И.Власенко.
Планер Ка-10 представляет собой пространственную форменную
конструкцию из хромансилевых труб диаметром от 8 до 18мм. В центральной части
планера установлены поршневой двигатель АИ—4Г с редуктором и кресло пилота.
Боковые горизонтальные ложементы фермы предназначены для крепления двух
посадочных опор — баллонов цилиндрической формы с закругленными концами,
наполненных воздухом под избыточным давлением 0.1кгс/см2.
Баллон изготовлен из двухслойной прорезиненной материи и
разделен на четыре отсека для обеспечения необходимого уровня живучести. К
нижней части баллона для прочности приклеена листовая резина толщиной 1.5мм.
Такое посадочное устройство позволяло вертолету производить посадку на любую
поверхность (земля, вода, палуба корабля) с последующим взлетом с нее.
В передней части планера расположен бензобак вместимостью 33л,
а за креслом пилота находятся подкосы вертикального хвостового оперения. Там же
на ложементах баллонов закреплены две стойки двухлучевой канатной антенны
радиостанции РСИ-3М1. Вертикальное оперение на Ка-10 однокилевое трапециевидной
формы. На Ка-10М вертикальное оперение двухкилевое. Обшивка килей
полотняная.
Передача крутящего момента от двигателя к винтам осуществляется
с помощью двух редукторов (нижнего — двигательного и верхнего —
распределительного), соединенных полым главным валом, закрытым силовым кожухом.
Распределительный редуктор раздает крутящий момент на нижний и верхний винты,
вращающиеся в противоположных направлениях. В нижнем редукторе находится
комбинированная муфта включения, объединенная с храповой муфтой свободного хода.
Это устройство позволяет обеспечить работу двигателя при невращающихся несущих
винтах на земле и отсоединение двигателя от авторотирующих винтов в случае его
отказа в полете.
Распределительный редуктор с колонкой несущих винтов
фиксируется над планером с помощью силового кожуха и двух боковых подкосов.
Колонка включает два соосных вала, на которых закреплены втулки винтов, автоматы
перекоса, рычаги и тяги управления. Втулки имеют горизонтальные, вертикальные и
осевые шарниры в силовых цепях крепления лопастей. Лопасть винта трапециевидной
формы в плане с отрицательной геометрической круткой (—5°) изготовлена из
различных пород древесины (природных композитов). Профиль лопасти — NАСА 23012.
Комель лопасти для соединения с втулкой винта выполнен в виде точеной стальной
гильзы.
Управление углами установки лопастей винтов осуществляется
отклонением ручки управления вертолетом, рычага "шаг—газ" и педалей путевого
управления. Все рычаги управления связаны механической проводкой с механизмами
общего и дифференциального шага, а через автоматы перекоса и вертикальные тяги
соединены с поводками поворота лопастей относительно осевых шарниров. Отклонение
ручки управления вертолетом приводит к наклону автоматов перекоса и циклическому
изменению углов установки лопастей при вращении винтов. В результате вектор
полной аэродинамической силы винтов отклоняется в заданном направлении и на
необходимую величину. При отклонении педалей на одном винте углы установки
увеличиваются, а на другом — уменьшаются на ту же величину. Это приводит к
разнице крутящих моментов на винтах и развороту вертолета. В случае отклонения
рычага "шаг—газ" на винтах с помощью автоматов перекоса одновременно
увеличиваются или уменьшаются углы установки лопастей, что приводит
соответственно к росту или уменьшению их тяги, а в результате изменения подачи
топлива в двигатель происходит изменение его мощности.
Вертолет оборудован пилотажно—навигационными приборами для
выполнения визуальных полетов и приборами контроля работы двигателя, в том числе
указателем скорости УС—140, высотомером ВД—12, вариометром ВР—10, компасом КИ—11, указателем оборотов несущих винтов, указателем скольжения. Радиосвязь
пилот осуществляет с помощью радиостанции РСИ—3М1. Источником электроэнергии
являются аккумуляторные батареи.
Даже приведенное краткое описание свидетельствует о наличии у
Ка-10 всех элементов современной винтокрылой машины соосной схемы. Модификация
Ка-10М отличается от базовой машины рядом доработок, в основном касающихся
технологического и эксплуатационного совершенства аппарата.
|