Ка-25
Ка-25ПЛ |
Год
принятия на вооружение - 1965 |
Диаметр главного винта, м
- 15.74 |
Длина, м
- 9.75 |
Высота, м
- 5.37 |
Масса, кг - пустого - 4765 ;
- нормальная взлетная - 7200 ; - максимальная взлетная 7500 |
Тип двигателя
- 2 ГТД Марс ГТД-3Ф (ГТД-3БМ) |
Мощность,
кВт.
- 2 х 671 (738) |
Максимальная скорость, км/ч
- 220 |
Крейсерская скорость, км/ч
- 195 |
Практическая дальность, км
- 650 |
Дальность
действия, км - 400 |
Практический потолок, м
- 4000 |
Статический потолок, м
- 600 |
Экипаж, чел
- 2 пилота + 2-3 оператора |
Полезная
нагрузка - до 12 пассажиров или 1300 кг груза |
Вооружение - Боевая нагрузка - 2000 кг в отсеке вооружения
максимально, нормально - 650 кг. Типовая нагрузка - 2 противолодочные
торпеды и/или глубинные бомбы |
Ка-25Ц |
Год
принятия на вооружение - 1965 |
Диаметр главного винта, м
- 15.74 |
Длина, м
- 9.75 |
Высота, м
- 5.37 |
Масса, кг - пустого - 4765 ;
- нормальная взлетная - 6200 ;
- максимальная взлетная 6800 |
Тип двигателя
- 2 ГТД ГТД-3Ф |
Мощность, л.с.
- 2 х 900 |
Максимальная скорость, км/ч
- 220 |
Крейсерская скорость, км/ч
- 185 |
Практическая дальность, км
- 510 |
Дальность ретрансляции, км
- 250 |
Продолжительность полета, ч
- 3.5 |
Практический потолок, м
- 4500 |
Статический потолок, м
- 1200 |
Экипаж, чел
- 2 пилота + 2 оператора |
Ка-25ПС |
Год
принятия на вооружение - 1971 |
Диаметр главного винта, м
- 15.74 |
Длина, м
- 9.75 |
Высота, м
- 5.37 |
Масса, кг - пустого - 4765 ;
- нормальная взлетная - 7200 ; - максимальная взлетная 7500 |
Тип двигателя
- 2 ГТД ГТД-3Ф |
Мощность,
кВт.
- 2 х 671 |
Максимальная скорость, км/ч
- 220 |
Крейсерская скорость, км/ч
- 200 |
Практическая дальность, км
- 650 |
Дальность
действия, км
- 400 |
Практический потолок, м
- 4000 |
Статический потолок, м
- 600 |
Экипаж, чел
- 1-3 |
Полезная
нагрузка - до 12 пассажиров или 1300 кг груза |
Корабельный вертолет Ка-25
соосной схемы создан по заказу ВМФ для
вооружения кораблей различных классов.
Двухвинтовая соосная схема обеспечила вертолету
небольшие габариты в сочетании с высокой
маневренностью, особенно необходимые для
корабельного базирования. Созданию этого
вертолета предшествовал вертолет - прототип
Ка-20,
который был разработан в 1960 году. Этот вертолет -
первый среди машин Н. И. Камова, на котором были
применены турбовальные двигатели для вращения
несущих винтов. Главный редуктор двухступенчатый, планетарный, обеспечивает
передачу мощности с выходных валов ГТД, имеющих скорость вращения 19000
об/мин, к валам несущих винтов со скоростью вращения 237 об/мин.
Система управления несущими винтами и рулями направления гидравлическая,
дублированная, имеет четыре самостоятельных канала с гидроусилителями и
выполнена в виде единого агрегата, объединяющего гидробак, гидроусилители
и гидронасосы со всеми клапанами и золотниками. Дублирующая гидросистема
также выполнена в виде единого агрегата с отдельным приводом, что
обеспечивает высокую надежность системы управления.
В систему управления включен автопилот дифференциальной схемы с
электрическими рулевыми машинами, обеспечивающий высокую безопасность
полета и демпфирующий угловые колебания.
Первый испытательный полет
осуществлен 21 мая 1961 года. Конструкция фюзеляжа
предусматривала размещение поискового и
противолодочного оборудования. Вертолет Ка-20 был
запущен в серию в 1965 году с обозначением Ка-25.
Серийный образец имел незначительные отличия от
прототипа. Первые Ка-25 оснащались двумя турбовальными двигателями Глушенкова ГТД-ЗФ,
размещенными в верхней части фюзеляжа. Несущая
система отличалась наличием противообледенительного оборудования и электромеханической системы
складывания лопастей над хвостовой балкой при хранении на кораблях. Летчик
и штурман размещены рядом. Штурман на подвижном кресле может перемещаться
в отсек спецоборудования и выполнять функции оператора. Вооружение,
включая противолодочные самонаводящейся торпеды АТ-1 и глубинные бомбы 4-8 шт массой 250 и 50 кг, размещалось в бомболюке между стойками шасси. Поисковый
локатор размещен в передней нижней части
фюзеляжа, а опускаемая гидроакустическая
станция ОГАС расположена в задней нижней части
фюзеляжа, радиогидроакустическую систему "Баку" с приемным устройством
СПАРУ-56 и 36, сбрасываемыми радиогидроакустическими буями РГАБ в
контейнере сбоку фюзеляжа за правой главной опорой шасси. Установлены
комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного
оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической
стабилизации вертолета и оборотов несущих винтов в полете. Могут
устанавливаться маркеры и радиомаяки.
Задняя часть фюзеляжа представляла
собой короткую хвостовую балку, заканчивающуюся трехкилевым хвостовым оперением. Два внешних
киля играли роль рулей направления. На авианесущем корабле размещалось до двадцати
вертолетов Ка-25, которые предназначались для
поиска и уничтожения подводных лодок противника,
а также для корректировки загоризонтного
прицеливания корабельных ракет большого радиуса
действия. Кроме того, вертолеты Ка-25 выполняли
задачи по поиску и спасению экипажей, терпящих
бедствие в море, а также для транспортировки
крупногабаритных грузов на внешней подвеске.
Производство вертолетов Ка-25 продолжалось до 1975
года. При этом было выпущено около 460 вертолетов
данного типа, небольшое количество которых было
экспортировано в Индию, Сирию, Югославию.
В 1967
году на базе вертолета Ка-25 был создан
транспортный вертолет Ка-25К. Он
предназначался для перевозки пассажиров и
грузов, для использования в качестве крана, для
санитарных перевозок и выполнения спасательных
работ. Максимальная скорость полета этого
вертолета 220 км/ч, а максимальная дальность
полета составляла 650 км при взлетной массе. 7300 кг.
В грузовой кабине вертолета размещалось до 12
пассажиров. При использовании вертолета Ка-25К в
качестве крана на внешней подвеске перевозился
груз массой до 2000 кг. В носовой части фюзеляжа
предусматривалась установка съемной кабины
оператора для непосредственного наблюдения за
грузом и управления вертолетом при проведении
монтажных работ. Вертолет Ка-25К демонстрировался
на 27-м Международном салоне авиации и
космонавтики в Париже в 1967 году. При этом
вертолет совершил дальний перелет Москва-Париж и
Париж-Москва. Вертолет Ка-25К серийно не
выпускался. Новые технические решения,
апробированные на нем, позже воплотились на Ка-32.
На Ка-25 установлены два двигателя ГТД-3Ф (по 900
л.с.), на вертолетах последнего выпуска - более мощные и экономичные
ГТД-3М (по 990 л.с.).
На базе противолодочной машины (Ка-25ПЛ) создано несколько
модификаций вертолета:
-
Ка-25Ц - корабельный вертолет-целеуказатель Ка-25Ц
является модификацией базовой модели. Он служит для обеспечения
корабельных или береговых командных пунктов (КП) радиолокационным
изображением обозреваемой водной поверхности, координатами целей и
данными об их движении на удалении до 250км для применения
противокорабельного управляемого ракетного оружия. Хронология
создания: макет — 1961 год; государственные испытания — 1967 год;
серийное производство на авиационном заводе в Улан-Удэ — 1967-1972
годы.
Вместо РЛС «Инициатива», ОГАС и прицела «Жасмин» на Ка—25Ц установлены
радиолокатор кругового обзора и ретранслятор. Для исключения затенении
обзора. РЛС в полете шасси поджимается к фюзеляжу. Пространство
торпедного отсека используется для размещения дополнительных топливных
баков. Общая вместимость баков топливной системы достигает 2240л.
Практическая продолжительность полета составляет 3ч 30мин.
Первый вылет по кругу 21 марта 1962 года выполнил В.Н. Евдокимов.
-
Ка-25ПС - поисково-спасательный вертолет; первый полет 21 июля 1967 года, летчик В.Н. Евдокимов.
Вертолет Ка-25ПС предназначен для
поисково-спасательных работ на море,
поиска приводнившихся космических
кораблей и наведения на них судов.
Оборудован подъемной стрелой с
электролебедкой и дополнительными
осветительными средствами для ночных
операций, специальной приводной
радиоаппаратурой для вывода вертолета
на аварийные радиостанции. Бортовой
комплекс является модификацией
комплекса вертолета Ка-25ПЛ. Вертолет строился серийно в Улан-Удэ в
1971 - 1972 годах.
-
Ка-25Ш - Для поддержки морских десантов, первый полет 3 августа 1974 года, летчик В.П. Журавлев.
-
Ка-25ШЗ - Буксировщик шнуровых зарядов.
-
Ка-25БТ - Буксировщик трала.
-
Ка-25К - гражданский летающий кран (построен в 1967
г., серийно не выпускался).
Высокие качества Ка-25 как тральщика были
продемонстрированы при разминировании в 1974 г. Суэцкого канала. |