Ка-32
Ка-32Т и Ка-32С |
Диаметр несущих
винтов - 15,90 м |
Длина
- 12,25 м |
Высота
- 5,40 м |
Ширина - 3,8 м |
Мощность двигателей
- 2 турбовальных двигателя Климова/Изотова
ТВЗ-117ВК мощностью 2225 л.с. каждый |
Взлетный
вес
- 11000 кг |
Масса
перевозимого груза внутри кабины -
3700 кг |
Масса
перевозимого груза на внешней подвеске - 4500-5000
кг |
Максимальная скорость
- 250 км/ч |
Статический потолок
- 3500 м |
Динамический потолок - 5000 м |
Дальность полета с топливом во внутренних баках
- 800км, |
Экипаж - 1-3
человека |
Пассажиры - 15 человек |
Ка-32 - последняя машина Н. И. Камова. Вертолет совершил первый
полет 24 декабря 1973г., спустя месяц после смерти конструктора. На Западе
вертолеты данного типа впервые стали известны в 1981 году, когда они были
замечены на Балтике на борту ракетного крейсера "Удалой" во время
тренировочных полетов. Позже эти вертолеты демонстрировались в Минске во
время проведения научной конференции по использованию летательных
аппаратов в народном хозяйстве.
Вертолеты Ка-32 созданы для замены вертолетов КА-25/КА-25К. Установка двух турбовальных двигателей Изотова ТВЗ-117В обеспечила почти двойное
увеличение мощности по сравнению с прочими вертолетами. В результате этого
грузоподъемность увеличилась до 500 кг. Вертолеты типа Ка-32 имеют несущую
систему из двух трехлопастных винтов противоположного вращения, пилотскую
и грузовую кабины и двухкилевое хвостовое оперение. При изготовлении
лопастей несущих винтов Ка-32 использован опыт десятилетнего серийного
производства стеклопластиковых лопастей, впервые спроектированных в ОКБ
им. Н. И. Камова. Шарнирное крепление этих лопастей к втулкам несущих
шипов предусматривает их складывание над хвостовой балкой при хранении
вертолетов на авианесущих кораблях. Фюзеляж вертолета выполнен, в
основном, из алюминиевых сплавов с тремя дверями: с обоих бортов пилотской
кабины для двух членов экипажа и по левому борту грузовой кабины. Толчком
к созданию Ка-32 послужили острые транспортные проблемы, связанные с
освоением районов Крайнего Севера. При этом на них возлагались задачи
проводки караванов судов по северному морскому пути (дают информацию о
состоянии льдов по курсу каравана) и разгрузки судов на ходу ("Летающий
кран" перевозит на внешней подвеске груз до 5000 кг на расстояние 80 км, а
в грузовой кабине - 1500 чача расстояние до 800 км). Кроме того, вертолеты
Ка-32 нашли широкое применение в горных условиях: вывозка древесины,
строительство ЛЭП и проведение горноспасательных работ. Навигационное
оборудование Ка-32 позволяет осуществлять полет по выбранному маршруту в
автоматическом режиме. Для этого достаточно задать географические
координаты точек маршрута, и "электроника" сама проведет вертолет по ним с
точностью, достаточной для визуального контакта. Полеты вертолетов Ка-32
возможны днем и ночью, как в простых, так и в сложных метеоусловиях. Эти
возможности обеспечиваются установкой сложного оборудования для системы
автоматического управления и применения электрической противообледенительной системы лопастей и лобовых стекол пилотской кабины.
На вертолетах Ка-32 установлен ряд официальных рекордов: -
скороподъемности при полностью женском экипаже (набор высоты 6000 м за 4
минуты и 46 секунд); - подъем грузов (2000 кг на высоту 6400м; 1000 кг на
высоту 7305 м; подъем вертолета без груза на высоту 8250 м).
Вертолет Ка-32Т (транспортный) предназначен для транспортировки
крупногабаритных грузов на внешней подвеске, перевозки людей и грузов в
транспортной кабине. Вертолет Ка-32С (судовой) дополнительно оборудован
пилотажно-навигационным комплексом, РЛС, аппаратурой инструментальной
ледовой разведки, аварийными баллонетами. Он может решать те же задачи,
что и Ка-32Т, а кроме того вести ледовую разведку, обслуживать плавучие
платформы и буровые вышки на шельфе, выполнять поисково- и
аварийно-спасательные работы (в том числе на водной поверхности),
осуществлять разгрузку судов. Хронология создания:
начало разработки - 1980 год; окончание государственных испытаний - 1983
год; завершение эксплуатационных испытаний - 1987 год; начало серийного
производства: Ка-32Т – 1986 год, Ка-32С -1987 год.
Планеры вертолетов Ка-32Т и Ка-32С и их системы, силовые установки и
несущие системы практически такие же, как и у базового вертолета Ка-27.
Для обеспечения посадки этих машин на мягкий грунт (снег) прочностью от
2.5 до 6 кгс/см2 и взлета с него по-вертолетному на все опоры шасси
дополнительно к колесам устанавливаются лыжи. Вертолет Ка-32С, как и
Ка-27, имеет баллонеты, которые в походном положении свернуты и уложены в
контейнеры по бокам фюзеляжа. Перед вынужденной посадкой на воду баллонеты
наполняются воздухом (не более чем за 4с). Объем баллонета - 5.4м3. На
вертолетах Ка-32Т и Ка-32С может устанавливаться съемное кислородное
оборудование для экипажа и перевозимых людей на случай, если возникнет
необходимость выполнять полет на больших высотах. Для терапевтической
помощи больным пассажирам на борту могут размещаться индивидуальные
переносные комплекты кислородного оборудования БКП-32-210.
Топливная система гражданских вертолетов отличается от топливной системы
боевого Ка-27 тем, что включает вместо восьми десять мягких топливных
баков под полом грузового отсека. Баки №6 (левый и правый) - металлические,
легкосъемные. Их демонтируют при установке на вертолет внешней подвески
для транспортировки крупногабаритных грузов. Пилотажный
комплекс вертолета ПКВ-252-П предназначен для улучшения характеристик
устойчивости и управляемости машины. Он обеспечивает стабилизацию
установившихся режимов полета, формирование и выдачу на пилотажные приборы
информации для полуавтоматического управления аппаратом на основе сигналов
от датчиков навигационного оборудования, а также индикацию параметров
полета (курса, крена, тангажа и высоты). На режиме "посадка-зависание"
ПКВ обеспечивает формирование посадочной траектории и выдачу на
пилотажно-командный прибор сигналов отклонения от посадочной траектории и
заданной скорости, команд директорного управления вертолетом при
выполнении захода на посадку, команды начала торможения и т.п.
В состав комплекса входят: четырехканальный 20-процентный автопилот, два
навигационных плановых прибора ПНП-72-4М, пилотажно-командный прибор
ПКП-77, траекторные вычислители и вычислитель директорного управления,
датчик отключения позиционных сигналов, две малогабаритные гировертикали
МГВ-1 СУ8, корректор-задатчик высоты, радиовысотомер А-036, блок
демпфирующих гироскопов, датчик вертикальности положения силового троса
внешней подвески и т.д. Пилотажно-навигационный комплекс
взаимодействует со следующим оборудованием: системой А-340-СВ-БОРТ (на
вертолете Ка-32С), курсовой системой "Гребень", доплеровским измерителем
скорости и угла сноса ДИСС-32, датчиком воздушной скорости, рулевой
системой РС-60 и т.д. Пилотажное оборудование вертолета
состоит из высотомера ВД-10К, указателя скорости УС-350К, вариометра
ВАР-ЗОМ, МГВ-1 СУ8, авиагоризонта АГР-74В-10, часов АЧС-1М и т.д.
Навигационное оборудование Ка-32Т включает курсовую систему "Гребень",
доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, автоматический
радиокомпас АРК-19, датчик воздушной скорости, компас КИ-13К и часы.
На вертолете Ка-32С установлен навигационный комплекс НКВ-252, в состав
которого входят бортовая радиотехническая аппаратура автоматизированной
системы ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ, курсовая система "Гребень",
доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, датчик воздушной
скорости, барометрический высотомер УВИД-30-15, автоматический радиокомпас
АРК-19. НКВ обеспечивает выдачу необходимой информации экипажу для
выполнения полета по заданному маршруту, вывода вертолета в расчетную
точку, возврата вертолета в зону действия посадочных средств и посадки
вертолета на судно, площадку или аэродром, а также осуществляет
автоматическое определение и индикацию курсового угла радиостанции. Кроме
того, на Ка-32С установлена РЛС "Осьминог-ПС-32", предназначенная для
совместной работы с НКВ и решения задач навигации, поиска надводных
объектов, ледовой разведки и обнаружения опасных для полета
метеорологических (грозовых) зон. Связное оборудование
вертолетов состоит из аппаратуры внутренней связи и коммутации АВСК
(П-510), КВ-радиостанции "Ядро-1Ж1", основной и резервной УКВ-радиостанций
"Баклан-5" и магнитофона МС-61М. Радиоаппаратура опознавания
государственной принадлежности представляет собой радиолокационный
ответчик для выдачи ответных сигналов при получении запросных сигналов от
запросчиков всех видов, входящих в систему опознавания "Кремний-2М".
Ответчик выдает также сигнал бедствия. В кабине экипажа
установлены регулируемые по высоте кресла пилота (левое) и штурмана,
удобные для выполнения длительных полетов. Кресло штурмана пожет
перемещаться в продольном направлении. Кресло оператора расположено в
транспортной кабине у правого борта (между шпангоутами №4 и 5). На рабочем
месте пилота размещены стандартные рычаги управления вертолетом, приборная
доска и пульты управления оборудованием. На рабочем месте штурмана
находится оборудование для навигации и вертолетовождения. Транспортная
кабина вмещает 15 человек, а в санитарном варианте в ней можно перевозить
до девяти человек (из них четверых - на носилках). Системы обогрева и
вентиляции создают экипажу и пассажирам нормируемые температурные условия.
На Ка-32С морские спасательные костюмы, входящие в индивидуальное
снаряжение членов экипажа, подключаются к бортовой системе вентиляции.
В состав спасательного оборудования, предназначенного для проведения
поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, входят средства для
подъема на борт спасаемых людей, а на Ка-32С - дополнительные
осветительные средства и аварийное радиоустройство. Подъемное устройство
находится на левом борту фюзеляжа у двери и состоит из электролебедки
ЛПГ-300 грузоподъемностью 300кг, стрелы с механизмом ее поворота, подъема
и опускания груза. Управление лебедкой и стрелой дистанционное
электрическое. Подъемом на борт людей и грузов, спуском спасателей
управляет оператор. При полетах Ка-32С над водой члены экипажа и
перевозимые люди надевают спасательные жилеты АСЖ-25/30 или морские
спасательные костюмы. На вертолете имеется также плот ПСН-25/30.
Санитарное оборудование предназначено для транспортировки больных и
раненых, оказания им в полете неотложной медицинской помощи. Оно включает
четверо носилок, санитарно-бытовые предметы и средства ухода за больными.
Для транспортировки крупногабаритных грузов каждый вертолет может быть
оборудован внешней подвеской. Максимальная масса перевозимого на подвеске
груза на Ка-32Т составляет 5000кг, а на Ка-32С - 4500 кг.
Для выполнения в ночных условиях ледовой разведки, поисково-спасательных
работ, подцепки на внешнюю подвеску груза с последующей его укладкой
дополнительно к основному наружному освещению на вертолете Ка-32С
установлены четыре фары ПРФ-4 и одна фара ФПП-7М. Предусмотрено также
использование ручного сигнального прожектора РСП-45. |