Ми-14
Год принятия на вооружение - 1977 |
Длина
- 18,38 м |
Высота
- 6,93 м |
Диаметр несущих
винтов - 21,29 м |
Диаметр хвоствого
винта - 3,91 м |
Площадь,
отметаемая несущем винтом - 356 м2 |
Силовая
установка - 2 турбовальных двигателя ТВЗ-117МТ
мощностью на валу 1950 л.с. каждый. |
Масса
- пустого - 11750 кг ; максимальная взлетная - 14000 кг |
Крейсерская
скорость - 215 км/ч |
Максимальная скорость - 230 км/ч |
Практический потолок - 3500 м |
Статический потолок, м - 1600 м |
Практическая дальность - 1135 км |
Дальность действия - 935 км |
Продолжительность полета, ч.мин - 5,56 |
Экипаж, чел - 2-3 пилота + 2-3
оператора |
Вооружение
- Боевая нагрузка - 3000 кг в отсеке оружия: противолодочные торпеды
и глубинные бомбы |
Вертолет Ми-14 начал разрабатываться как
противолодочный вертолет берегового базирования с амфибийными свойствами
для военно-морского флота, нуждавшегося в таком вертолете. Для ускорения
разработки по согласованию с ВМФ вертолет решено было создать на базе
хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации вертолета Ми-8 с его
несущим и рулевым винтами, системами управления, силовой установкой и
системой трансмиссии, но с новыми фюзеляжем и шасси.
Для обеспечения возможности посадки на воду фюзеляж
выполнен в виде лодки с боковыми поплавками для поперечной остойчивости и
надувными баллонетами, а шасси выполнено убирающимся, впервые в практике
отечественного вертолетостроения.
Для обнаружения подводных лодок вертолет был снабжен
поисковой РЛС, опускаемой гидроакустической станцией, поисковым
магнитометром и аппаратурой передачи данных, а для поражения подводных
лодок мог нести противолодочные торпеды и глубинные бомбы и был снабжен
поисково-прицельной системой "Кальмар".
Первый опытный вертолет с ГТД ТВ-2-117 совершил первый
полет в июле 1967г. (летчик-испытатель Ю.С.Швачко) под обозначением В-14.
После проведения длительных летных испытаний в 1973г. противолодочный
вертолет Ми-14ПЛ с ГТД ТВ-3-117 был принят на вооружение военно-морского
флота. Вертолеты Ми-14 производились серийно на Казанском вертолетном
заводе, где было построено 500 вертолетов, из которых более 70 были
поставлены за рубеж: в Болгарию, Германию, Индию, КНДР, Кубу, Ливию,
Польшу, Румынию, Сирию и Югославию.
Кроме основного противолодочного вертолета Ми-14ПЛ
производились следующие модификации:
Ми-14ПW - противолодочный вертолет для Польши;
Ми-14ПС - поисково-спасательный вертолет без противолодочного оборудования
и вооружения; имеет кабину, в которой может размещаться 10 пострадавших,
кабина снабжена большими сдвижными дверьми с обоих бортов, над дверью с
левого борта установлена спасательная лебедка, способная поднять на тросе
с сеткой одновременно трех пострадавших; в носовой части вертолета снизу
расположены поисковая РЛС и прожекторы, с вертолета могут быть спущены 10
спасательных плотов ВАС-5M-3, на каждом из которых может разместиться 20
пострадавших; эти плоты с пострадавшими могут буксироваться вертолетом;
Ми-14БТ - вертолет-буксировщик минных тралов; оборудован буксирным крюком,
поисковое противолодочное оборудование снято;
Ми-14 "Елиминатор" - пожарный вертолет, разработанный совместно с
германской фирмой "Аэротех"; является модификацией вертолета Ми-14ПС;
снабжен баком для воды, установленным в кабине, и насосом и шлангом для
забора воды из водоемов, слив воды производится через люк с открывающимися
створками. Построен опытный вертолет, успешно использовавшийся для тушения
пожаров в Испании в 1994г.
Ми-14П - пассажирский вертолет-амфибия для обслуживания нефтеразработок на
Каспийском шельфе, построен в 1995г. по заказу авиакомпании Азербайджана;
рассчитан на перевозку 20 пассажиров в кабине.
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с рулевым
винтом, двумя ГТД и четырехопорным шасси. Конструкция верхней части
фюзеляжа с хвостовой балкой, силовой установкой, несущим и рулевым винтами
и трансмиссия такая же, как у Ми-8; нижняя часть фюзеляжа выполнена
водонепроницаемой, в виде лодки со скулами и килеватостью и снабжена
боковыми обтекателями. Спереди размещается двухместная кабина экипажа, а
за ней грузовая кабина с такими же размерами, как на Ми-8, но без заднего
грузового люка, вместо которого имеется небольшой люк для крепления
магнитометра; под фюзеляжем в носовой части размещена поисковая РЛС,
закрытая обтекателем, за ней большой отсек вооружения с открывающимися
створками и люки для опускаемой гидроакустической станции и сбрасываемых
радиогидроакустических буев.
В противолодочном варианте в кабине располагаются
операторы и оборудование, обеспечивающие работу гидроакустической станции
и магнитометра, а также оборудование для их опускания и подъема. В
поисково-спасательном варианте в кабине могут разместиться до 10
пострадавших на откидных сиденьях или на носилках.
Шасси убирающееся, четырехопорное. Главные опоры со
сдвоенными колесами, убираются назад в боковые обтекатели, а передние -
тоже назад в люки в нижней части фюзеляжа. На конце хвостовой балки снизу
расположена неубирающаяся ферменная предохранительная опора с поплавком.
Несущий и рулевой винты, силовая установка и система
трансмиссии, как на вертолетах Ми-8Т и Ми-17.
Оборудование. На противолодочном вертолете Ми-14ПЛ
установлены поисковая РЛС И-12M, опускаемая гидроакустическая станция
"Ока-2", буксируемый магнитный обнаружитель АМП-60 и
радиогидроакустические буи, КВ-радиостанция Р-842-М, УКВ-радиостанция
Р-860, радиовысотомер РВ-3, радиокомпасы АРК-9 и АРК-У2, доплеровский
измеритель ДИСС-15, автопилот АП-34Б и система автоматического управления
САУ-И.
Поисково-спасательный вертолет Ми-14ПС несет 10
спасательных плотов на 20 мест каждый, спасательную лебедку, способную
поднять трех человек; оснащен прожекторами.
Вооружение противолодочного вертолета Ми-14ПЛ состоит
из противолодочных торпед, обычных и глубинных бомб.
В настоящее время вертолет выводится из состава боевых
частей ВМФ России, что ставит вопрос о дальнейшем использовании Ми-14 для
гражданских целей. Наиболее перспективным считают применение
веpтолета-амфибии на обслуживании газовых и нефтяных разработок, особенно
на морских шельфах. В Германии часть Ми-14 была пеpеобоpудована для
использования при пожаpотушении. |