1 апреля 1866 г. Родился вице-адмирал Вел. кн. А.М. Романов
Великий князь Александр Михайлович Романов родился 1
апреля 1866 года в Тифлисе. В то время его отец, Великий князь Михаил
Николаевич Романов, родной брат императора Александра II был наместником на
Кавказе. В семье планировали службу сына в гвардии, но 12-летний мальчик настоял
на профессии моряка. После четырех лет обучения и трех летних практических
плаваний на кораблях Балтийского флота, 10 сентября 1885 года Александр сдает
все экзамены за полный курс Морского корпуса и получает чин мичмана. Вскоре он
уходит в дальнее плавание на корвете “Рында”. В течение трех лет в должности
вахтенного начальника он бороздит воды Индийского и Тихого океанов и в плавании
получает чин лейтенанта. В июле 1889 года “Рында” благополучно возвращается в
Кронштадт. В сентябре следующего года Александр Михайлович на собственной паровой яхте “Тамара” уходит в новое кругосветное плавание, но через 9 месяцев экспедиция была
прервана в Индийском океане в связи с кончиной его матери. Вернувшись в
Санкт-Петербург, Александр Михайлович в течение двух лет командует ротой в
Гвардейском экипаже и миноносцем “Ревель”.
В эти годы он собирает большую библиотеку отечественной и
зарубежной военно-морской литературы, а в 1891 году сам издает первый в России
справочник по зарубежным флотам. (Всего до 1909 года Александром Михайловичем
было издано 12 таких справочников). Анализ различных источников информации
позволил Великому князю сделать вывод, что одним из наиболее вероятных
противников России вскоре станет Япония. Еще в 1895 году в докладной записке
императору он указывает, что война с Японией может начаться в 1903-1904 годах и
предлагает ряд мер по усилению российского флота на Тихом океане.
В 1893 году в должности вахтенного начальника крейсера
“Дмитрий Донской” лейтенант А.М. Романов посещает США по случаю празднования
400-летия открытия Америки. После возвращения в Санкт-Петербург он служит
старшим офицером на кораблях Балтийского флота, активно участвует в процессе
достройки нового броненосца “Сисой Великий”. С 1898 года он впервые ввел в
процесс оперативно-тактических разработок новую форму исследований в виде
военно-морской игры. Позднее такие игры получили широкое распространение в
штабах флотов всего мира. В эти же годы, не прерывая службы во флоте, он
руководит Советом по делам торгового мореплавания. Много сил и времени отдает
развитию коммерческого судоходства, строительству и оснащению портов,
организации обучения моряков торгового флота, созданию дальних пароходных линий,
совершенствованию морского законодательства.
В 1900 году Александр Михайлович произведен в капитаны I
ранга и направлен в Николаев на строящийся броненосец “Ростислав”, которым
командовал до 1903 года. В 1903 году был назначен младшим флагманом
Черноморского флота с присвоением звания контр-адмирала.
Начало русско-японской войны застало всю семью Александра
Михайловича на отдыхе на юге Франции. Уже на третий день он возвращается в
Санкт-Петербург и просит у Николая II направления в Порт-Артур. Но император
оставляет его в столице своим советником. Александр Михайлович начинает
подготовку быстроходных судов “Добровольного флота” для ведения крейсерской
войны против Японии. Вскоре эти вспомогательные крейсера захватывают несколько
английских и германских транспортов с военным контрабандным грузом. А.М.
Романов категорически возражал против посылки к Порт-Артуру эскадры
контр-адмирала З.П. Рожественского.
В 1904 году Александр Михайлович возглавил “Особый комитет по
усилению военного флота на добровольные пожертвования”. Всего на собранные
Комитетом средства было построено 18 эсминцев, составивших после войны с Японией
основу Балтийского флота, а также 4 подводные лодки. Последние деньги по
предложению Великого князя Комитет потратил на закупку за границей нескольких
аэропланов и создание под Севастополем первой в России авиационной школы. Осенью
1909 года вице-адмирал Александр Михайлович Романов сам выбирал место для
закладки школы, а всего год спустя он уже участвует в ее торжественном открытии.
В марте 1913 года Великий князь представляет в правительство
“Общий план организации воздухоплавания и авиации в России”. С началом 1-й
мировой войны вице-адмирал А.П. Романов становится первым Главнокомандующим ВВС
России. На основании опыта боевых действий при личном участии Великого князя в
1916 году было разработано “Наставление по применению авиации на войне”,
ставшее, по сути, первым боевым уставом авиации. Много внимания он уделял в эти
годы развитию морской авиации.
21 марта 1917 года, через три недели после отречения Николая
II, Великий князь Александр Михайлович Романов сложил с себя обязанности
Главкома ВВС и отошел от служебных дел. После 1917 года он находился в эмиграции
в Англии, Америке, Франции. Увлекся археологией и провел ряд успешных раскопок,
давших науке интересные результаты. Скончался Александр Михайлович в 1933 году в
городке Рокбрюн на юге Франции, где и был похоронен.
|
В 1863 году в Морском министерстве рассматривался вопрос
строительства броненосных кораблей для защиты мелководных входов в Азовское
море и Днепро-Бугский лиман. Однако условия Парижского трактата и отсутствие на
юге России необходимой судостроительной базы не позволии в то время осуществить
проект. Через 6 лет к этой проблеме вернулись и определили три условия, которым
должны были удовлетворять такие корабли: осадка 3,7-4,3 м; толщина брони больше,
чем у иностранных броненосцев того времени; калибр нарезных орудий не менее 11 дюймов.
Рассмотрев эти жесткие и противоречивые условия,
Кораблестроительное отделение Морского технического комитета сделало вывод, что
ни один из существовавших в то время типов броненосных кораблей им не
удовлетворял. Выход из положения нашел контр-адмирал А.А. Попов, предложивший
проект броненосца необычной круглой формы. Только она давала возможность при
малой осадке нести толстую тяжелую броню и мощные 280-мм орудия.
После проверки мореходных качеств будущего броненосца
береговой обороны (ББО) на круглых шлюпках диаметром 3,7 и 7,3 м, 12 декабря
1870 года последовало высочайшее повеление строить новый броненосец
водоизмещением 2600 т, диаметром 30,7 м, осадкой 3,8 м, броней 178-229 мм, с 4
паровыми машинами завода Берда по 480 л.с., вооруженный двумя 11-дюймовыми
орудиями в открытых башнях для стрельбы через барбет и двумя 87-мм пушками.
Первую “поповку”, получившую такое название в честь изобретателя, было решено
построить в Санкт-Петербурге, затем по частям перевезти в Николаев, где собрать
броненосец и спустить на воду.
1 апреля 1871 года на эллинге Нового адмиралтейства был
заложен первый круглый броненосец, названный “Новгород”. В начале 1872 года он
был частями перевезен в Николаевское адмиралтейство, там собран и 21 мая 1873
года спущен на воду. 2 января 1874 года уже в Николаеве была заложена вторая “поповка”,
названная вначале “Киев”, а затем переименованная в “Вице-адмирал Попов”. Этот
броненосец был спущен на воду 25 сентября 1875 года и имел два 305-мм орудия,
шесть 87-мм орудий и двухслойную 406-мм броню. Из-за этого диаметр корпуса
пришлось увеличить на 6 метров, но осадка возросла только на 40 см. На ходовых
испытаниях “Новгород” показал скорость 7,5 узлов, а “Вице-адмирал Попов” - 8,5
узлов.
11 августа 1877 года начальник приморской обороны Одессы
контр-адмирал Чихачев записал: “На основании заключений особой комиссии, а равно
и на личном моем ознакомлении со свойствами “поповок” во время пребывания их в в
Одессе и плавания под моим флагом в Очаков 25 июня, затем к Килийскому гирлу
Дуная 27-29 июля и, наконец, во время крейсерства к румынской границе 5 и 6
августа 1877 года, я вполне признаю огромную оборонительную силу “поповок”,
особенно в таких местах, как Одесса, где оборонительная линия растянута на
большое расстояние, и их огромные орудия могут удобно переноситься с одного
фланга на другой для поддержки атакованных батарей...”.
Летом 1879 года генерал-адмирал Константин Николаевич и
управляющий Морским министерством вице-адмирал С.С. Лесовский по тихой воде
совершили плавание на “Вице-адмирале Попове” из Севастополя в Батум и обратно,
после чего признали судно пригодным использовать как плавбатарею для обороны
мелководных Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана.
Наряду с положительными качествами, “поповки” обладали
существенными недостатками: сильной качке, затруднявшей применение артиллерии;
они были маломаневренные и неустойчивые на курсе; во время стрельбы
самопроизвольно поворачивались вокруг своей оси, поэтому моряки их не любили, и
они не прижились на флоте. Но не надо забывать, что “поповки” были первыми на
Черном море броненосцами, с которых началось возрождение флота на юге страны.
Во время русско-турецкой войны оба броненосца прикрывали
Одесский и Очаковский рейды и обеспечивали переход кораблей Дунайской военной
флотилии из Одессы в устье Дуная. 21 июня 1903 года обе “поповки” исключили из
списков флота “по совершенной непригодности к дальнейшей службе”, а в декабре
1911 года их корпуса пошли на слом.
В конце царствования императора Александра II адмирал А.А.
Попов убедил генерал-адмирала Константина Николаевича в необходимости построить
для будущей императрицы Марии Федоровны круглую яхту. Такую яхту под названием
“Ливадия” в начале 1880 года заказали в Англии. Она имела водоизмещение 3920 т,
форму эллипса и скорость 14,8 узлов. Однако яхта не понравилась наследнику
престола, будущему императору Александру III. По вступлению его на престол она
сразу же была поставлена на мертвые якоря в южной бухте Севастополя, всю мебель
царских помещений передали Севастопольскому морскому собранию, а машины
демонтировали для установки на другие суда. В 1925 году остов “Ливадии” был сдан
на металл. |