3 апреля 1696 г. Спущена на воду первая русская галера
После неудачного первого похода на Азов летом 1695 года Петру I стало ясно,
что без поддержки с моря взять эту турецкую крепость, закрывавшую выход в
Азовское море, невозможно. Поэтому 27 ноября 1695 года царь издает указ об
организации второго похода и начале строительства для него кораблей. Наиболее
подходящим типом судна для действия в устье Дона и у берегов мелководного
Азовского моря оказалась парусно-гребная галера, обладавшая малой осадкой,
хорошей маневренностью и достаточно мощным артиллерийским вооружением.
За образец при строительстве первых русских галер Петр I взял двухмачтовую
16-баночную галеру, заказанную в Голландии в 1694 году и доставленную в
Архангельск в разобранном виде. Ее длина составляла 38,1 м, ширина 9,1 м, осадка
1,8 м. Точнее было бы отнести это судно к полугалерам, но в документах того
времени из-за отсутствия четкого разграничения она именовалась галерой. К весне
1696 года корабль собрали в подмосковном селе Преображенском. По ее образцу там
же начали строить детали корпусов еще нескольких галер, которые затем отправили
для сборки в Воронеж. В дальнейшем и голландскую галеру также переправили в
разобранном виде в Воронеж. Благодаря такому методу организации строительства
дела шли быстро - уже к апрелю 1696 года в Воронеже было подготовлено к спуску
на воду 23 галеры, имевшие по три 3-х или 5-ти фунтовых пушки каждая. Команда
такой галеры состояла из 140 - 160 человек. Одной из первых вместе с двумя
другими галерами была спущена на воду 3 апреля 1696 года галера, получившая
наименование “Принципиум”.
Командирами новых судов Петр I назначил офицеров Преображенского и
Семеновского полков. Сам царь принял на себя командование галерой “Принципиум”.
Команды гребцов формировались в основном из солдат также Преображенского и
Семеновского полков, но часть гребцов на галерах в этот период составляли
каторжники и пленные татары и турки. Вскоре от использования подневольного труда
на русском гребном флоте отказались. Гребцами были или солдаты, или нанятые
“работные люди”, так как такой экипаж позволял действовать активнее и смелее.
3 мая 1696 года “Принципиум” в голове отряда из восьми судов вышла из
Воронежа и после 12-дневного плавания прибыла в Черкесск. Во время этого
перехода Петр I написал “Указ по галерам”, ставший прототипом “Морского Устава”,
в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай
боя. 27 мая “Принципиум” в составе флотилии впервые вышла в Азовское море, а в
июне участвовала в блокаде с моря Азова. После капитуляции крепости и окончании
боевых действий галера была разоружена и оставлена в устье Дона, где постепенно
ветшала и была разобрана на дрова.
На Балтийском море создание русского галерного флота началось 1 октября 1703
года, когда на реке Свирь на Олонецкой верфи корабельный мастер Яков Кол заложил
13 полугалер. В состав Российского флота галеры входили почти целый век.
Последние из них были построены в 90-х годах XVIII века. |