7 апреля 1989 г. Гибель подводной лодки “К-278”
В середине 60-х годов в ЛПМБ “Рубин” под руководством Н.А. Климова начались
работы над проектом уникальной подводной лодки со сверхпрочным титановым
корпусом, рассчитанным на рекордную глубину погружения в 1000 м. По сути, эта
лодка была опытным кораблем для изучения целого комплекса научно-технических и
океанологических проблем, которые могли бы возникнуть при создании перспективных
боевых и транспортных подводных лодок. Но как лодка ВМФ она предназначалась для
ПЛО и должна была иметь на вооружении шесть 533-мм торпедных аппаратов.
Корпус лодки заложили 22 апреля 1978 года на Северном машиностроительном
предприятии. В ходе работ потребовалось решить огромное количество принципиально
новых технических и технологических проблем, что сказалось на увеличении сроков
и стоимости строительства. В 1983 году лодка 685-го проекта, прозванная моряками
“золотой рыбкой”, была принята в опытную эксплуатацию в составе ВМФ под номером
“К-278”. 5 августа 1984 года она успешно достигла проектной глубины погружения
1000 метров. В тоже время, в ходе комплексных испытаний лодки были выявлены
“отдельные конструктивные недоработки”. Несмотря на это, совместным решением
командования ВМФ и Минсудпрома в 1986 году “К-278” была введена в боевой состав
Северного флота с устранением выявленных “недоработок” при очередном плановом
ремонте, проводимом через 8-10 лет. Но прошло менее трех лет…
В 11 часов 7 апреля 1989 года, когда лодка, возвращаясь из автономного
плавания, находилась на глубине 157 м в 180 км к юго-западу от о. Медвежий, в
7-м отсеке взрывообразно возник сильный пожар. Лодка потеряла ход, после чего
автоматическая защита ядерного реактора его заглушила. Командир “К-278” капитан
I ранга Е.А. Ванин приказал всплывать, и через 11 минут после начала пожара
лодка поднялась на поверхность. За это время из-за разгерметизации переборки
пламя проникло в 6-й отсек. Затем огненный взрыв произошел в 5-м отсеке.
Появились первые погибшие моряки. Ядовитый дым стал проникать в другие отсеки.
В 11 часов 45 минут Е.А. Ванин передает кодированные сигналы аварии на базу.
В 12 часов 43 минуты по тревоге в воздух поднялся самолет “ИЛ-38” с экипажем под
командованием майора Г. Петроградского, который через 2 часа обнаружил дымящуюся
“К-278”. Команда лодки героически боролась за спасение своего корабля. Им
удалось провентилировать первые четыре отсека лодки, но, несмотря на
герметизацию 6-го отсека и использования связывающей кислород лодочной объемной
химической системы пожаротушения (ЛОХ), в 6-м и 7-м отсеках продолжало бушевать
пламя. Постепенно стал появляться небольшой дифферент на корму, но командный
состав лодки считал, что угрозы затопления нет, и с приходом спасательных
кораблей ее можно будет отбуксировать в базу.
После 16 часов пожар в седьмом отсеке усилился, а дифферент на корму начал
заметно увеличиваться. В 16 часов 35 минут Е. Ванин сообщил на командный пункт
Северного флота о необходимости эвакуировать личный состав “К-278”. В 17 часов с
лодки спустили два 20-местных спасательных плотика, в которые стали переходить
моряки.
В 17 часов 08 минут с дифферентом в 80° на корму лодка ушла под воду в точке
с координатами 73° 40’ с.ш., 13° 30’ в.д. Уже на большой глубине командир лодки
и еще четверо моряков попытались спастись в специальной всплывающей спасательной
камере “ВСК”. Трое из них задохнулись в камере от угарного газа, который при
повышенном давлении убивает в считанные секунды. На поверхности моря из-за
большой скорости подъема и перепада давления верхний люк камеры выбило и через
несколько секунд, набрав воды, ВСК ушла на дно. Спасся только мичман В.Ф.
Слюсаренко.
Больше часа находились покинувшие лодку моряки в студеных водах Норвежского
моря. Только в 18 часов 20 минут к месту трагедии подошла рыболовная плавбаза
“Алексей Хлобыстов”, которая подняла на борт 30 подводников. Трое из них умерли
от переохлаждения по пути в Североморск.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воин-ского
долга все 69 членов экипажа “К-278”, за полгода до трагедии получившей имя
“Комсомолец”, были награждены орденами Красного Знамени. 42 из них - посмертно.
“К-278” легла на грунт на ровном киле на глубине 1655 м. В последующие годы
лодка и район аварии были обследованы глубоководными обитаемыми аппаратами
“Мир-1” и “Мир-2”. В ходе погружений было установлено, что носовая часть лодки
имеет повреждения, но ядерный реактор заглушен, а находившиеся на борту лодки
две торпеды с ядерной боевой частью не взведены. С помощью аппаратов “Мир” были
проведены дополнительные меры по герметизации носовой части лодки. Поэтому
радиационный фон вокруг лодки пока остается в пределах нормы.
В августе 1993 года была предпринята попытка поднять 27-тонную спасательную
камеру, но в ходе подъема произошел обрыв троса, и она снова опустилась на дно. |