11 апреля 1878 г. Учрежден Комитет Добровольного флота
Поражение в Крымской войне лишило Россию возможности
иметь на Черном море военный флот и большие судостроительные верфи, что не
преминуло сказаться на ходе и результатах войны с Турцией 1877-1878 годов.
После подписания в феврале 1878 года Сан-Стефанского мирного договора Англия
ввела в Мраморное море сильную эскадру, угрожая фактически беззащитному
русскому Причерноморью. Для выхода из создавшегося положения без нарушений
условий мирного договора Императорское Общество содействия русскому торговому
мореходству выступило с инициативой начать сбор пожертвований для приобретения
быстроходных судов, которые в случае необходимости могли быть переоборудованы в
крейсеры-рейдеры. Этот призыв нашел горячую поддержку во всей России. 22 марта
1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для сбора народных средств на
приобретения судов-крейсеров, председателем которого стал московский губернатор
князь В.А. Долгоруков. Вскоре во всех губерниях России были созданы местные
комитеты. 11 апреля 1878 года Указом Александра II учреждается “Комитет
по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным
действием” под председательством князя В.А. Долгорукова и покровительством
наследника престола, будущего императора Александра III .
Сбор средств проходил очень активно. За несколько недель было
собрано более двух миллионов рублей, которые пошли на закупку в Германии четырех
пароходов. Первый контракт был заключен 6 июня. Были приобретены быстроходные
товаро-пассажирские пароходы “Гользация”, “Гармония”, “Тюрингия” и “Саксония” (водоизмещением
около 3 тысяч тонн каждый), которые после прибытия в Кронштадт вооружили и
переименовали в “Россия”, “Москва”, “Петербург”, “Нижний Новгород”. Всего через
три месяца после возникновения идеи Добровольный флот уже существовал!
Командовали судами офицеры военного флота.
Когда угроза войны с Англией миновала, пароходы разоружили и
передали в распоряжение Комитета Добровольного флота (преобразованного 7 мая
1879 года в Общество Добровольного флота) для коммерческой деятельности. Они
осуществляли срочное товарно-пассажирское сообщение между Одессой и портами
Дальнего Востока. С 1879 года покупка готовых судов была прекращена и началось
размещение заказов на строительство новых. К 1900 году Добровольный флот состоял
уже из 23 пассажирских и грузовых пароходов. Часть из них ходила на линии Одесса
- Владивосток, остальные - между портами Тихого океана. Во время русско-японской
и первой мировой войн эти суда использовались для воинских перевозок, доставки
десантных сил, в качестве кораблей-разведчиков, вспомогательных крейсеров и
госпитальных судов.
К 1915 году в Доброфлоте насчитывалось уже 32 судна. После
1917 года часть разбросанных по всему миру судов была реквизирована
Великобританией и США, часть уведена белогвардейцами, некоторые остались в
распоряжении эмигрировавшего в Константинополь, а затем в Париж Правления Добровольного
флота. Оставшиеся три парохода Общества были национализированы советской
властью.
11 января 1922 года декретом Совнаркома деятельность Добровольного флота была возрождена, якобы на прежних, дореволюционных началах, как общественная
организация не имеющая отношения к правительству СССР. Под этим предлогом через
английский суд и путем переговоров удалось вернуть часть судов. К середине 1923
года в состав нового Добровольного флота входило 18 пароходов и буксир. Однако
когда все возможные суда были возвращены, 24 июля 1924 года из Госторгфлота и
Добровольного флота было образовано акционерное общество “Советский торговый
флот”, все суда перешли в собственность государства, а деятельность Доброфлота
прекращена. |