13 апреля 1720 г. Издан первый морской Устав
Прообразом первого русского морского Устава было
“Корабельного строя письмо”, составленное 1668 году голландцем Д. Бутлером -
капитаном первого русского военного корабля “Орел”, построенного по
западноевропейскому образцу. В 1696 году появились 16 статей для галерного флота
- документа сыгравшего важную роль в Азовском походе Петра I и первых сражениях
на Балтике. Через два года под руководством только что принятого на русскую
службу вице-адмирала К.И. Крюйса были написаны 63 статьи “Правил службы на
судах”. С появлением в русском флоте больших парусных кораблей, оснащенных
многочисленной артиллерией, и использования ими тактики линейного боя, выходят
в свет различные дополнения к этому документу. Так в 1707 году была утверждена
инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Но флоту необходим был
единый документ, способный быть руководством на многие годы вперед.
Этот документ, Устав, создавался под руководством Петра I с
1715 года в течение 5 лет на основании обобщения опыта Северной войны и всего
лучшего, что было в Уставах иностранных флотов. Его выходу предшествовал Указ от
13 января 1720 года о значении флота в системе вооруженных сил и о назначении
Устава. Сам Устав был отпечатан 13 апреля 1720 года. Его текст состоял из
“Предисловия к доброхотному читателю” и пяти книг. В них были сведены основные
принципы организации регулярного военно-морского флота, указания по ведению
повседневной и боевой службы на кораблях, права и обязанности
начальствующего состава и рядовых, указания о тактике парусной и гребной эскадр
в бою, описаны походные и боевые порядки парусных и гребных кораблей,
дисциплинарные наказания за нарушения устава. В приложении был дан свод
повседневных и боевых сигналов для корабельного и гребного флотов.
Устав призывал к мужеству, верности присяге, активному
ведению боя и строгому хранению военной тайны. В частности в нем говорилось, что
“Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага, вымпелы
и морсели, под страхом лишения живота”, а “Капитану ж должно учинить присягу
верного служения, что ему корабль врученный неприятелю не отдавать, а буде
увидит, что корабль сохранить и увести невозможно, и ему лучше корабль зажечь
или потопить, чтоб тем неприятелю укрепления не было”.
Устав 1720 года стал важнейшим законодательным документом
российского флота, по полноте содержания и глубине изложения он был наиболее
совершенным для первой половины XVIII века. После доработки он был переиздан в
1724 году и с незначительными изменениями действовал до 1797 года. Сущность
основных положений Устава Петра I сохранена и в современном Уставе ВМФ России.
|