15 апреля 1933 г. Сформирована ЭОН-1
К началу 30-х годов
на северных рубежах СССР не было судостроительной базы, способной строить
крупные боевые надводные корабли и подводные лодки. Для безопасной переброски
военных кораблей на северные моря, а оттуда на Дальний Восток и быстрого
стратегического маневрирования морскими силами в этих регионах было принято
решение о соединении Онежского озера с Онежской губой Белого моря каналом. Его
протяженность от Повенца до Беломорска должна была составить 227 км. Для
обеспечения перевода кораблей и судов по северным морям 17 декабря 1932 года было образовано Главное управление северного морского пути –
Главсевморпуть.
После того, как всего за 2 года усилиями десятков тысяч
заключенных ГУЛАГа к 1933 году были закончены основные работы на
Беломорско-Балтийском канале, получившем имя Сталина, было принято решении о
формировании Северной военной флотилии. Главной ее базой должен был стать
Мурманск, а костяк - составить корабли Балтийского флота, переведенные в
Кольский залив по Беломорско-Балтийскому каналу. Именно поэтому канал рыли с
расчетом прохода по нему эсминцев и подводных лодок. Дальнейшие события
развивались стремительно.
15 апреля 1933 года приказом народного комиссара по
военным и морским делам была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН-1)
для перевода из Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому
озеру, Беломорско-Балтийскому каналу и Белому морю в Мурманск первого отряда
кораблей. В него вошли эсминцы “Урицкий” и “Куйбышев”, сторожевые корабли
“Ураган” и “Смерч”, а также подводные лодки “Декабрист” (“Д-1”) и “Народоволец”
(“Д-2”). Общее руководство подготовкой и проведением экспедиции осуществлял С.М.
Киров. Непосредственно возглавлял экспедицию военмор 3.А. Закупнев, начальником
штаба экспедиции стал И.С. Исаков.
18 мая, не дожидаясь официального открытия канала
(состоявшегося только 20 июня), ЭОН-1 вышла из Ленинграда. 1 июня был издан
приказ о сформировании Северной военной флотилии, а 20 июля корабли ЭОН-1 прошли
последний 19-й шлюз и встали в губе Сорокской у Беломорска. Этому переходу
придавалось столь большое значение, что уже на следующий день на флотилию
прибыли И.В. Сталин, С.М. Киров и К.Е. Ворошилов. 5 августа экспедиция
благополучно пришла в Мурманск.
В сентябре этого же года по каналу в Мурманск перешли корабли
ЭОН-2. В дальнейшем, до начала Великой Отечественной войны, Северный флот
регулярно пополнялся кораблями, построенными на верфях Ленинграда.
|