20 апреля 1915 г. В состав флота принят авиатранспорт
“Орлица”
Появление гидросамолетов сразу навело флотских
специалистов на идею их использования с кораблей. В России с обоснованием
постройки авианесущих судов одним из первых выступил в 1909 году капитан корпуса
корабельных инженеров Л.М. Мациевич. В июле 1910 года подполковник М.М.
Конокотин предложил морскому ведомству построить специальный корабль для
транспортировки аэропланов со сплошной взлетно-посадочной палубой.
Представленный им проект первого в мире авианосца был принят, но вскоре
Конокотина, почему-то, переводят на Амурскую флотилию, а его проект попадает в
архив. Через 8 лет идея Конокотина была впервые реализована на английском
авианосце “Аргус”.
Но авианосец в России продолжал пробивать себе дорогу в
жизнь. В 1912 году на Черном море лейтенант Г.А. Фриде успешно провел опыты по
спуску на воду гидросамолета “Кертис” и его подъема на палубу судна. В 1913
году специалист Службы связи Балтийского флота П.А. Шишков представил еще один
проект авианосца со скоростью хода до 30 узлов. Но пока шли дебаты об отпуске
средств, началась 1-я мировая война.
9 января 1915 года командующий Морскими силами Балтийского
моря адмирал Н.О. Эссен обратился к морскому министру адмиралу И.К. Григоровичу
с предложением оборудовать для ведения воздушной разведки на море специальный
вспомогательный крейсер. Вскоре было получено разрешение на переоборудование в
авианесущее судно грузо-пассажирского парохода “Императрица Александра”
водоизмещением 3800 тонн. Работы, руководимые П.А. Шишковым, проводились на
Путиловской верфи быстрыми темпами, и 20 апреля 1915 года пароход был
включен в состав Балтийского флота под названием “Орлица”. Его вооружение
состояло из 4 гидросамолетов, 8 75-мм орудий и 2 пулеметов. Для подъема и спуска
гидросамолетов были смонтированы четыре поворотные стрелы грузоподъемностью 1,5
тонны каждая. Кроме “Орлицы”, в 1-ю мировую войну на Балтике в качестве
авиатранспорта использовался вспомогательный корабль “Прозорливый”.
На Черном море с началом войны под гидроавиатранспорты (их
еще называли гидрокрейсерами) были переделаны пароходы “Император Николай I” (с
мая 1917 года - “Авиатор”), “Император Александр I” (с мая 1917 года -
“Республиканец”) и “Румыния”, а также крейсер “Алмаз”. Гидросамолеты
использовались для разведки подводных лодок и бомбовых ударов по кораблям
противника. В этих целях авиа-транспорты включались в состав ударно-поисковых
групп миноносцев.
“Орлица” исправно несла службу до 1917 года. В апреле 1918
года участвовала в Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. В июле этого же
года было разоружено, передано Народному комиссариату путей сообщений и
переименовано в “Совет”. Вернувшись к своей прежней мирной профессии, пароход до
1930 года выполнял грузопассажирские перевозки на Балтике, а затем перешел во
Владивосток. Был списан на металлолом только в 1964 году.
|