Военно-морской флот России


27 апреля 1700 г. Спущен на воду корабль “Гото Предестинация”

Описание  

 

     
Замысел постройки линейного корабля на российской верфи возник у Петра I в 1691 году после его возвращения из Европы. Для этого он пригласил в Россию несколько голландских и английских судостроителей. Но их прибытие задерживалось, и Петр решил строить корабль силами русских мастеров по русским чертежам и из отечественного материала.

Корабль был заложен 19 ноября 1698 года на верфи в Воронеже. По воле молодого царя его назвали “Гото Предестинация”, что по-латыни означает “Божие Предвидение”. Исторические материалы, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют, что чертежи корабля

делал сам Петр I, взяв за основу чертежи английского корабля и внеся в него много изменений и новшеств. Так как корабль предназначался для плавания в мелководном Азовском море, Петр значительно уменьшил осадку корабля, что потребовало поиска новых пропорций для сохранения хороших мореходных качеств. Киль корабля отличался особым устройством крепления, изобретенным Петром I и позволявшим сохранить водонепроницаемость корпуса в случае отрыва киля при ударе о грунт. В иностранных флотах нечто подобное появилось только через 150 лет. В работе над кораблем Петру помогал его соратник еще по строительству “потешной флотилии” Ф.М. Скляев. Орудия для корабля также были отлиты в России на заводах Демидова.

27 апреля 1700 года в присутствии высших чинов государства и иностранных послов богато украшенный позолоченными скульптурными украшениями 58-пушечный корабль был спущен на воду самим Петром I и вошел в состав Азовского флота. По этому поводу голландский посол в России Ван дер Гульст сообщал в Гаагу: “Будучи в Воронеже, мы видели спуск на воду очень красивого корабля, построенного царем с помощью русских мастеров. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу”. По отзывам современников “Гото Предестинация” обладала превосходной остойчивостью, хорошо всходила на волну и была самым быстроходным кораблем в азовской эскадре вице-адмирала К.И. Крюйса, в течение 10 лет сковывавшей враждебные действия Турции против России.

При заключении Прутского мирного договора Петр I надеялся перевести корабль через Дарданеллы в Средиземное море и далее в Кронштадт, но турки отказались пропустить русские суда через Керчь и Босфор. В октябре 1711 года при передаче, в соответствии с договором, Азова туркам “Гото Предестинация” был продан Турции.

27 апреля 1982 г. Создан ГУП ЦНИИ “Центр”

Переход к строительству в начале 60-х годов большого количества качественно новых боевых кораблей, в первую очередь атомных подводных лодок, а также больших серий крупнотоннажных гражданских судов потребовал коренной реконструкции производственной базы и создания новых, более эффективных форм управления судостроительной промышленностью с широким использованием средств автоматизации. Для обеспечения решения этих задач приказом министра судостроительной промышленности от 30 июня 1966 года был создан Главный вычислительный центр министерства. 27 апреля 1982 года распоряжением Совета Министров СССР он был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт систем автоматизации управления и применения вычислительной техники (ЦНИИ “Центр”), ставший головной организацией по созданию и внедрению на предприятиях судостроительной промышленности средств автоматизации проектирования, производства и управления. Первым директором института стал д.т.н. Н.Т. Клещев. Одновременно были образованы филиалы ЦНИИ в судостроительных регионах.

В эти годы в институте были созданы распределенная информационно-вычислительная система судостроительной промышленности и отраслевая система связи, которые полностью обеспечили передачу информации между предприятиями и ее комплексную компьютерную обработку в интересах центрального органа управления отрасли. В рамках автоматизации технологических процессов судостроения коллектив института разработал систему плазовой подготовки корпусных работ и автоматической резки крупноразмерных стальных листов. Для координации хода строительства головных атомных подводных лодок 3-го поколения была создана и внедрена единая система программно-целевого планирования и управления работой сотен предприятий.

Для осуществления функции анализа производственной деятельности и финансово-экономического состояния предприятий судостроительной промышленности, а также прогноза их социально-экономического развития в 1992 году в составе ЦНИИ “Центр” был сформирован Отраслевой информационно-аналитический центр.

В 1994 году институт был переименован в Государственный ЦНИИ судостроительной промышленности “Центр”, ставший одним из головных институтов по реализации Федеральной целевой программы “Российские верфи”.

Экономическая реформа и структурная перестройка оборонного комплекса возложили на ЦНИИ “Центр” новые функции. В настоящее время основными видами деятельности института являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по комплексным проблемам экономики судостроения, анализу и прогнозированию социально-экономического развития отрасли по данным мониторинга предприятий и форм государственного статистического наблюдения, создание и развитие систем автоматизации различного назначения на базе телекоммуникационных сетей, банков и баз данных. Осуществляя информационно-аналитическую поддержку деятельности Агентства РФ по судостроению, институт сформировал электронный архив с базам данных по производственно-экономическим показателям деятельности предприятий судостроительной промышленности начиная с 1992 года.

Высококвалифицированными специалистами ЦНИИ “Центр” накоплен большой опыт разработки компьютерных телекоммуникационных систем, соответствующих самому высокому мировому уровню. На базе современного оборудования здесь создан и функционирует центр управления корпоративной сети судостроительной промышленности SBNET (Shipbylding NET), позволяющий создавать и поддерживать сетевые базы данных, проводить видеоконференции в реальном режиме времени, внедрять IP - телефонию. Сетевые и коммуникационные возможности института также обеспечивают потребности Государственного таможенного комитета России в надежной бесперебойной круглосуточной передаче и сборе данных от региональных таможенных центров Хабаровска, Иркутска, Новосибирска, Махачкалы и Калининграда.

В настоящее время ГУП ЦНИИ судостроительной промышленности “Центр” возглавляет Заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естественных наук, доктор технических наук, профессор А.Г. Иванов.