29 апреля 1706 г. В Адмиралтействе Санкт-Петербурга спущен на
воду первый корабль
Чтобы не потерять завоеванных с большим трудом позиций в
устье Невы и защитить строительство Санкт-Петербурга России нужен был сильный
военный флот. К моменту основания 16 мая 1703 года на Заячьем острове крепости
строительство кораблей для Невы и Финского залива осуществлялось на верфях на
реках Сясь и Свирь. На Олонецкой верфи до конца 1703 года успели заложить 7
фрегатов, 5 шняв, 20 галер и полугалер, галиот и 13 бригантин. Однако
расположение верфей на Ладоге имело ряд неудобств: бурное озеро, мели и пороги
Невы мешали проводке судов в Балтийское море, кроме того, эти верфи были слишком
удалены от моря. Поэтому Петр I решает заложить верфь в центре нового города,
под прикрытием возводимой крепости Святых Петра и Павла. Место для строительства
искал сам царь. Вместе с А.Д. Меншиковым он целую неделю провел в шлюпке,
объезжая все протоки невской дельты. Петру принадлежал и первый план верфи, о
чем свидетельствовала его собственноручная надпись на чертеже Адмиралтейского
дома. Закладка новой верфи состоялась 5 ноября 1704 года. Общее руководство
строительными работами Петр I поручил губернатору Санкт-Петербурга А.Д.
Меншикову, крепостные сооружения вокруг будущей верфи возводил Я.В. Брюс, ее
обустройством должен был заняться бывший комендант Олонецкой верфи И.Я. Яковлев,
князь Роман Мещерский заведовал всеми работами внутри Адмиралтейства, а его брат
Борис занимался заготовкой строительных материалов.
Близость шведов заставляла вести работы быстрыми темпами.
Город, крепость и Адмиралтейство росли на глазах. Уже через год на территории
Адмиралтейства стояли необходимые постройки, защищенные пятью бастионами с
пушками. Не дожидаясь окончания строительства, в конце 1704 года на 10 стапелях
новой верфи были заложены первые суда. К концу 1705 года на Адмиралтейской верфи
велось строительство 2 бомбардирских кораблей, 2 прамов и 24 ботов.
29 апреля 1706 года сошел на воду первый прам, построенный
мастером В. Геренсом, 19 мая спустили на воду яхту “Екатерина”, а 23 мая - яхту
“Любовь” и второй прам. Опыт, полученный при строительстве небольших кораблей,
позволил уже в 1709 году заложить в Санкт-Петербургском Адмиралтействе первый
54-пушечный линейный корабль “Полтава”. Построенный под руководством Петра
Михайлова (Петр I) и Федора Скляева, он 15 июня 1712 года вошел в состав
Балтийского флота.
До середины XIX века Адмиралтейство и Соломбальские верфи
Архангельска оставались главными кораблестроительными центрами России. В 60-х
годах XIX века начинается эра парового броненосного кораблестроения, и в 1877
году Санкт-Петербургское Адмиралтейство передает флоту первый в России и по тем
временам лучший в мире броненосец “Петр Великий”. В начале ХХ века со стапелей
Адмиралтейства сходят линкоры “Полтава” и “Гангут”, начинается строительство
линейных крейсеров типа “Бородино”, завершить которое не позволила революция.
С марта 1918 года по октябрь 1926 года Адмиралтейский завод
практически не работал, выполняя небольшие случайные заказы. Только 26 октября
1926 года состоялась торжественная закладка серии из 6 дизельных буксиров для
Каспия. Завод снова начинает занимать ведущее положение в отрасли, строя суда
самого различного назначения и осваивая строительство подводных лодок.
После войны со стапелей Адмиралтейского завода сошли танкеры
типа “Ленинград” и “София”, рыбопромысловые базы “Посьет” и “Восток”, первый в
мире ледокол с атомной энергетической установкой “Ленин”, боевые корабли
различных классов. В настоящее время Государственное предприятие “Адмиралтейские
верфи” продолжает строить современные корабли и суда для российского флота. |