3 августа 1863 г. Родился ученый-кораблестроитель А.Н. Крылов
Алексей Николаевич Крылов родился 3 августа 1863
года в селе Висяга (ныне Крылово) Симбирской губернии в семье артиллерийского
офицера. В 1878 году поступил в Морское училище, которое закончил в 1884 году с
занесением фамилии на памятную доску и присуждением премии Менде. Службу начал в
Компасной части Главного гидрографического управления, где под руководством
И.П. Колонга выполнил первые научные работы по девиации компасов. В декабре 1885
года изучал курс минного дела. В 1887-1888 годах проходил судостроительную
практику на Франко-Русском заводе Санкт-Петербурга. 4 октября 1888 года стал
слушателем кораблестроительного отделения Николаевской Морской академии. Через 2
года заканчивает академию первым по списку. Был назначен начальником
отделения Морского училища и руководителем занятий по математике со слушателями академии.
Одновременно слушает лекции по высшей математике в Санкт-Петербургском
университете. В 1891 году Крылов был утвержден штатным преподавателем
начертательной геометрии и теории корабля в Морской академии. Выполнял расчеты
по теории корабля для проекта подводной лодки С.К. Джевецкого. За научные работы
по теории качки корабля в 1899 году удостоен золотой медали Английского общества
корабельных инженеров. В этом же году выступил с инициативой создания
кораблестроительного факультета в Санкт-Петербургском политехническом
институте, где читал курс вибрации судов. Одновременно преподавал в Институте
инженеров путей сообщения. В 1900-1908 годах был заведующим Опытовым
судостроительным бассейном. В эти годы им разработаны новые учебные курсы по
различным разделам кораблестроения и математики, имевшие большое научное и
практическое значение. С 28 июня по 8 сентября 1903 года совершил плавание из
Либавы в Порт-Артур на учебном судне “Океан”. С января 1908 года исполняет
должность главного инспектора кораблестроения, а с октября одновременно
исполняет должность председателя Морского технического комитета. Принимал
активное участие в разработке кораблестроительных программ, а также в
проектировании и постройке линкоров типа “Севастополь”. Ввел в конструкцию
кораблей ряд новшеств, получивших впоследствии международное применение.
Одновременно участвовал в работе Международного совещания по судостроению,
Совета РОПиТ, Правления Путиловских заводов, консультировал по вопросам
кораблестроения другие заводы Санкт-Петербурга. Неоднократно выезжал за границу
для изучения зарубежного опыта в области кораблестроения и выступлений с
научными докладами.
В 1911 году получает чин генерал-лейтенанта флота. 2 апреля
1916 года избран ординарным академиком Академии наук. С мая 1916 года - директор
Главной физической обсерватории. В 1916-1917 годах возглавлял комиссию по
расследованию причин гибели черноморского линкора “Императрица Мария”.
После Октябрьской революции 1917 года остался служить в РККФ.
Продолжил научную, педагогическую и общественную деятельность. В июле 1921 года
был избран начальником Морской академии. В 1924-1925 годах возглавлял комиссию
по осмотру русских военных кораблей в Бизерте. В 1927 году демобилизуется. В
дальнейшем, одновременно с работой в Морской академии, принимал участие в
деятельности различных научно-технических комиссий и обществ. Собрание трудов
А.Н. Крылова составляет 12 томов. Он автор многих крупных изобретений. Им
создана первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений.
Заслуги А.Н. Крылова перед Отечеством отмечены орденами Святого Владимира 2-й,
3-й и 4-й степеней, Святого Станислава 1-й степени, Святой Анны 1-й степени,
тремя орденами Ленина. В 1943 году ему было присвоено звание Героя
Социалистического труда.
А.Н. Крылов скончался 26 октября 1945 года. Похоронен на
Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
|
После отхода в июле 1915 года русской армии от Либавы и
Виндавы к Риге возросло стратегическое значение Рижского залива. Задачи обороны
входа в залив и Моонзундского архипелага, а также содействие с моря флангу
русских войск были возложены на Морские силы Рижского залива, в состав которых
входили линкор “Слава”, 36 эсминцев, 4 канонерских и 6 подводных лодок, а также
на части береговой обороны района. Чтобы продолжить наступление, немецким
войскам необходимо было отрезать Морские силы Рижского залива от Финского залива
и уничтожить их. Для этого германским кораблям нужно было пройти через Ирбенский
пролив, перегороженный более чем 2 тысячами русских мин. Первая попытка
противника протралить Ирбенский пролив 26 июля 1915 года была неудачной. После
подрыва на минах тральщиков “Т-52”, “Т-58” и, прикрывавших их, крейсера “Тетис”
и эсминца “S-144”, а также двухчасового боя броненосцев “Брауншвейг” и “Эльзас”
с линкором “Слава” вице-адмирал Шмидт прервал операцию, мотивируя это неуспехом
тральных работ. Германское командование назначило начало нового прорыва в залив
на 3 августа.
Накануне этой даты соединения германского флота в составе
линейных кораблей “Нассау”, “Позен”, крейсеров “Грауденц”, “Пиллау”, “Бремен”,
“Аугсбург”, 33 эсминцев, 2 сторожевых кораблей, 26 тральщиков и одного минного
заградителя, назначенные для прорыва в Рижский залив, сосредоточились западнее
Либавы, а силы прикрытия (8 линкоров и броненосцев, 3 линейных крейсера, 5
крейсеров и 31 эсминец) - между о-вами Эзель (Сааремаа) и Готска-Сайде. Утром
3 августа германские тральщики под прикрытием линкоров и эсминцев
приступили к тралению фарватеров в Ирбенском проливе. Около полудня линкор
“Слава” и несколько эсминцев открыли огонь по тральщикам противника. Германские
линкоры и крейсера, используя превосходство в дальности стрельбы, не подпустили
русские корабли на дистанцию эффективного огня, но и их тральщикам не удалось
выполнить свою задачу. Во время работ подорвался на мине, переломился пополам и
затонул германский тральщик “Т-46”. Из команды 25 человек удалось спасти
только 8.
В ночь с 3 на 4 августа новейшие эсминцы противника “V-99” и
“V-100” прорвались в пролив, но здесь были встречены эсминцем “Новик”, который
загнал “V-99” на минное поле, где тот подорвался. Днем 4 августа “Слава” вела
перестрелку с германскими линкорами, в ходе которой получила попадания двух
280-мм снарядов и под натиском превосходящих сил противника вынуждена была вместе
с эсминцами охранения отойти в глубь пролива к Моонзунду.
К вечеру 5 августа траление фарватера противником было
закончено, и утром следующего дня германский отряд вошел в Рижский залив. Однако
новое минное заграждение из 150 мин, поставленное накануне русским
заградителем “Амур”, помешало кораблям противника подойти к Моонзунду. Им только
удалось после 30- минутного неравного боя потопить канонерскую лодку “Сивуч”, но
и германский флот понес в этот день потери. У острова Эзель, базирующаяся на
русские порты, английская подводная лодка “Е-1” торпедировала и повредила
линейный крейсер “Мольтке”, на минах подорвался, но остался на плаву тральщик
“Т-77”, а 7 августа подорвался и затонул эсминец “S-31”. После безрезультатного
обстрела Аренсбурга и затопления 3 пароходов при входе в Пернов германские
корабли вынуждены были выйти из Рижского залива. Благодаря мужеству русских
моряков ни одна из задач операции противником не была выполнена. Германский флот
в этой операции потерял 2 эсминца и 3 тральщика, получили повреждения линейный
крейсер, легкий крейсер, эсминец и тральщик. |