Военно-морской флот России


3 августа 1863 г. Родился ученый-кораблестроитель А.Н. Крылов

Описание Фотографии

 

     
Алексей Николаевич Крылов родился 3 августа 1863 года в селе Висяга (ныне Крылово) Симбирской губернии в семье артиллерийского офицера. В 1878 году поступил в Морское училище, которое закончил в 1884 году с занесением фамилии на памятную доску и присуждением премии Менде. Службу начал в Компасной части Главного гидрографического управления, где под руководством И.П. Колонга выполнил первые научные работы по девиации компасов. В декабре 1885 года изучал курс минного дела. В 1887-1888 годах проходил судостроительную практику на Франко-Русском заводе Санкт-Петербурга. 4 октября 1888 года стал слушателем кораблестроительного отделения Николаевской Морской академии. Через 2 года заканчивает академию первым по списку. Был назначен начальником отделения Морского училища и руководителем занятий по математике со слушателями академии. Одновременно слушает лекции по высшей математике в Санкт-Петербургском университете. В 1891 году Крылов был утвержден штатным преподавателем начертательной геометрии и теории корабля в Морской академии. Выполнял расчеты по теории корабля для проекта подводной лодки С.К. Джевецкого. За научные работы по теории качки корабля в 1899 году удостоен золотой медали Английского общества корабельных инженеров. В этом же году выступил с инициативой создания кораблестроительного факультета в Санкт-Петербургском политехническом институте, где читал курс вибрации судов. Одновременно преподавал в Институте инженеров путей сообщения. В 1900-1908 годах был заведующим Опытовым судостроительным бассейном. В эти годы им разработаны новые учебные курсы по различным разделам кораблестроения и математики, имевшие большое научное и практическое значение. С 28 июня по 8 сентября 1903 года совершил плавание из Либавы в Порт-Артур на учебном судне “Океан”. С января 1908 года исполняет должность главного инспектора кораблестроения, а с октября одновременно исполняет должность председателя Морского технического комитета. Принимал активное участие в разработке кораблестроительных программ, а также в проектировании и постройке линкоров типа “Севастополь”. Ввел в конструкцию кораблей ряд новшеств, получивших впоследствии международное применение. Одновременно участвовал в работе Международного совещания по судостроению, Совета РОПиТ, Правления Путиловских заводов, консультировал по вопросам кораблестроения другие заводы Санкт-Петербурга. Неоднократно выезжал за границу для изучения зарубежного опыта в области кораблестроения и выступлений с научными докладами.

В 1911 году получает чин генерал-лейтенанта флота. 2 апреля 1916 года избран ординарным академиком Академии наук. С мая 1916 года - директор Главной физической обсерватории. В 1916-1917 годах возглавлял комиссию по расследованию причин гибели черноморского линкора “Императрица Мария”.

После Октябрьской революции 1917 года остался служить в РККФ. Продолжил научную, педагогическую и общественную деятельность. В июле 1921 года был избран начальником Морской академии. В 1924-1925 годах возглавлял комиссию по осмотру русских военных кораблей в Бизерте. В 1927 году демобилизуется. В дальнейшем, одновременно с работой в Морской академии, принимал участие в деятельности различных научно-технических комиссий и обществ. Собрание трудов А.Н. Крылова составляет 12 томов. Он автор многих крупных изобретений. Им создана первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений. Заслуги А.Н. Крылова перед Отечеством отмечены орденами Святого Владимира 2-й, 3-й и 4-й степеней, Святого Станислава 1-й степени, Святой Анны 1-й степени, тремя орденами Ленина. В 1943 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.

А.Н. Крылов скончался 26 октября 1945 года. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

 

3 августа 1915 г. Начало боев за Рижский залив

После отхода в июле 1915 года русской армии от Либавы и Виндавы к Риге возросло стратегическое значение Рижского залива. Задачи обороны входа в залив и Моонзундского архипелага, а также содействие с моря флангу русских войск были возложены на Морские силы Рижского залива, в состав которых входили линкор “Слава”, 36 эсминцев, 4 канонерских и 6 подводных лодок, а также на части береговой обороны района. Чтобы продолжить наступление, немецким войскам необходимо было отрезать Морские силы Рижского залива от Финского залива и уничтожить их. Для этого германским кораблям нужно было пройти через Ирбенский пролив, перегороженный более чем 2 тысячами русских мин. Первая попытка противника протралить Ирбенский пролив 26 июля 1915 года была неудачной. После подрыва на минах тральщиков “Т-52”, “Т-58” и, прикрывавших их, крейсера “Тетис” и эсминца “S-144”, а также двухчасового боя броненосцев “Брауншвейг” и “Эльзас” с линкором “Слава” вице-адмирал Шмидт прервал операцию, мотивируя это неуспехом тральных работ. Германское командование назначило начало нового прорыва в залив на 3 августа.

Накануне этой даты соединения германского флота в составе линейных кораблей “Нассау”, “Позен”, крейсеров “Грауденц”, “Пиллау”, “Бремен”, “Аугсбург”, 33 эсминцев, 2 сторожевых кораблей, 26 тральщиков и одного минного заградителя, назначенные для прорыва в Рижский залив, сосредоточились западнее Либавы, а силы прикрытия (8 линкоров и броненосцев, 3 линейных крейсера, 5 крейсеров и 31 эсминец) - между о-вами Эзель (Сааремаа) и Готска-Сайде. Утром 3 августа германские тральщики под прикрытием линкоров и эсминцев приступили к тралению фарватеров в Ирбенском проливе. Около полудня линкор “Слава” и несколько эсминцев открыли огонь по тральщикам противника. Германские линкоры и крейсера, используя превосходство в дальности стрельбы, не подпустили русские корабли на дистанцию эффективного огня, но и их тральщикам не удалось выполнить свою задачу. Во время работ подорвался на мине, переломился пополам и затонул германский тральщик “Т-46”. Из команды 25 человек удалось спасти только 8.

В ночь с 3 на 4 августа новейшие эсминцы противника “V-99” и “V-100” прорвались в пролив, но здесь были встречены эсминцем “Новик”, который загнал “V-99” на минное поле, где тот подорвался. Днем 4 августа “Слава” вела перестрелку с германскими линкорами, в ходе которой получила попадания двух 280-мм снарядов и под натиском превосходящих сил противника вынуждена была вместе с эсминцами охранения отойти в глубь пролива к Моонзунду.

К вечеру 5 августа траление фарватера противником было закончено, и утром следующего дня германский отряд вошел в Рижский залив. Однако новое минное заграждение из 150 мин, поставленное накануне русским заградителем “Амур”, помешало кораблям противника подойти к Моонзунду. Им только удалось после 30- минутного неравного боя потопить канонерскую лодку “Сивуч”, но и германский флот понес в этот день потери. У острова Эзель, базирующаяся на русские порты, английская подводная лодка “Е-1” торпедировала и повредила линейный крейсер “Мольтке”, на минах подорвался, но остался на плаву тральщик “Т-77”, а 7 августа подорвался и затонул эсминец “S-31”. После безрезультатного обстрела Аренсбурга и затопления 3 пароходов при входе в Пернов германские корабли вынуждены были выйти из Рижского залива. Благодаря мужеству русских моряков ни одна из задач операции противником не была выполнена. Германский флот в этой операции потерял 2 эсминца и 3 тральщика, получили повреждения линейный крейсер, легкий крейсер, эсминец и тральщик.

 
Главные международные научные конференции на одном сайте