9 августа 1912 г. В состав флота вошел минный заградитель
“Краб”
В 1904 году в осажденном японскими войсками и флотом
Порт-Артуре работал техник путей сообщений М.П. Налетов. Он стал свидетелем
гибели на скрытно выставленных японцами минах флагманского русского корабля
“Петропавловск”. Эта трагедия навела Налетова на мысль использовать в качестве
минного заградителя подводную лодку. Не встретив должной поддержки со стороны
флотского командования, Налетов стал создавать подводный заградитель на свои
средства с помощью поверивших в его затею энтузиастов. Осенью 1904 года были
успешно проведены испытания корпуса лодки на водонепроницаемость, после чего
началась установка на нее бензинового двигателя с катера броненосца “Пересвет”.
Однако в связи с падением Порт-Артура лодку не успели достроить и подорвали,
чтобы она не попала в руки противника. Впоследствии Налетов писал: “Маленькая
подводная лодка..., строившаяся мною в осажденном Порт-Артуре, хотя и не
принесла ему пользы, но она сыграла роль зародыша для “Краб”.
После войны Налетов продолжил проектирование подводного
заградителя в Санкт-Петербурге, одновременно пробивая свою идею в различных
ведомствах. 9 января 1907 года в Морском техническом комитете (МТК) состоялось
первое заседание по рассмотрению его проекта подводного заградителя
водоизмещением 300 тонн, в ходе которого был сделан ряд существенных замечаний.
Еще трижды Налетов переделывал проект, пока в мае 1907 года МТК не признал его
осуществимым. В последнем варианте водоизмещение лодки составило уже около 500
т. Окончательную проработку проекта провели специалисты завода “Наваль” в
Николаеве. В конце 1909 года на этом же заводе состоялась закладка лодки.
Работы по ее строительству шли очень медленно, со срывом
контрактных сроков. Только 9 августа 1912 года приказом по Морскому
ведомству № 226 было объявлено, что “по высочайшему повелению строящуюся в
Николаеве на стапеле Общества николаевских заводов и верфей подводную лодку в
500 тонн водоизмещением зачислить в списки судов флота в класс подводных лодок и
присвоить ей наименование “Краб”. Через 3 дня состоялся спуск на воду первого в
мире подводного минного заградителя. Уникальность конструкции такой лодки
потребовала в процессе испытаний еще многих существенных переделок, из-за чего
доводочные работы затянулись. Только в июне 1915 года “Краб” вошел в состав
Черноморского флота и сразу же произвел постановку минного заграждения у
Босфора. Первым боевым походом “Краба” руководил начальник подводной бригады
Черноморского флота капитан I ранга В.Е. Клочковский, непосредственно лодкой
командовал старший лейтенант Л.К. Феншоу. На этих минах подорвались и встали на
ремонт турецкая канонерская лодка “Иса Рейс” и немецкий крейсер “Бреслау”.
В 1916 году заградитель дважды успешно выполнил задания по
постановке мин на подступах к Босфору и болгарской Варне, где тогда
базировались немецкие подводные лодки. В каждом выходе в море он брал на борт 60
мин.
Осенью 1916 года “Краб” встал на длительный ремонт и
перевооружение, после чего в начале 1918 года снова вошел в состав флота. Однако
ненадолго. 1 мая 1918 года он был захвачен в Севастополе германскими войсками, а
24 ноября этого же года англо-французскими интервентами. 26 апреля 1919 года
“Краб” был затоплен англичанами на внешнем рейде Севастополя. Одновременно такая
же участь постигла еще 11 подлодок Черноморского флота.
В октябре 1935 году заградитель был поднят ЭПРОНом и
отбуксирован для разборки на металл. В это время в нашей стране уже строили
современные подводные минные заградители типа “Л”.
|