11 августа 1723 г. Парад “дедушки русского флота”
В мае 1688 года в амбаре подмосковного села Измайлово
юный Петр I обнаружил 6-метровый английский бот “Святой Николай”,
принадлежавший покойному двоюродному деду Петра, боярину Н.И. Романову. Царь
очень заинтересовался ботом и велел голландскому мастеру К. Бранду (который еще
в 1668 году служил на корабле “Орел”) его отремонтировать и спустить на воду. С
этого момента жизнь Петра I стала неразрывно связана с кораблями и морем.
Первые шаги в управлении ботом Петр сделал на Просяном пруду
Измайлова и мелководной Яузе, которые скоро стали тесными для неуемной натуры
молодого царя, и бот перевезли на Переяславское озеро. В 1689 году на этом же
озере Петром были заложены первые 3 судна его будущей потешной флотилии,
впоследствии давшей России многих замечательных флотоводцев и корабелов.
В 1693 году Петр I уезжает в Архангельск, где основывает
Соломбальские верфи и закладывает 24-пушечный корабль для Белого моря. С этого
времени в России начинается строительство больших кораблей и судов. Ботик же в
1701 году перевезли в Московский Кремль и установили под навесом у колокольни
Ивана Великого, где он простоял 20 лет.
Затем будут взятие Азова, строительство и оборона
Санкт-Петербурга и Кронштадта, слава Гангута, Эзеля и Гренгама, много других
славных дел и побед. Через 30 лет стараниями Петра I и его соратников Россия
стала могучей морской державой. Все эти годы Петр помнил о своем первом корабле
и следил за сохранностью его и других судов Переяславского озера.
В конце 1721 года во время торжеств по случаю заключения
Ништадтского мира со Швецией, закрепившего победу России в двадцатилетней
Северной войне, бот был с почетом выставлен на обозрение в Кремле. В январе 1722
года перед ним проходили парадные полки и праздничные процессии москвичей.
На следующий год Петр I решил устроить большие торжества в
Санкт-Петербурге и Кронштадте. По его распоряжению ботик был перевезен сначала в
Шлиссельбург, а затем в северную столицу. Утром 11 августа 1723 года
император Петр I, командующий Балтийским флотом генерал-адмирал Ф.М. Апраксин,
адмирал К.И. Крюйс, вице-адмиралы А.Д. Меншиков, П.И. Сиверс, Т. Гордон,
контр-адмиралы Н.А. Синявин и Т. Сандерс под выстрелы полутора тысяч
корабельных и крепостных пушек на руках спустили бот на воду Финского залива,
поставили мачту и подняли на флагштоке императорский штандарт. После этого бот
открыл смотр кораблей российского Балтийского флота. Буксируемый шлюпками, он
был торжественно выведен на Кронштадтский рейд и проведен вдоль 20 линейных
кораблей и 1 фрегата. На почетных местах в боте сидели Апраксин и Крюйс, Петр
взялся за знакомый с детства руль, Меншиков занял место бакового лоцмана,
остальные адмиралы заняли места гребцов. На салют кораблей выстрелами из 4 малых
пушек отвечал обер-цехмейстер К.Г. Отто. По завершению смотра Петр I и Меншиков
сами сели на весла и привели бот к кронштадтской пристани. На торжествах Петр
произнес тост в честь своего ботика: “Да здравствует маленький дед таких больших
и славных внуков!”. Эти слова сопровождались орудийными салютами. С этого
времени ботик получил название “дедушки русского флота”.
В конце августа ботик участвовал в праздновании годовщины
мира со Швецией и переносе останков Александра Невского в лавру, после чего был
установлен в кронверке Петропавловской крепости “для вечного хранения”. Под ним
была надпись: “Детская утеха принесла мужеский триумф”. Впоследствии он
участвовал в особо торжественных церемониях в честь годовщин Ништадтского мира,
100-летия основания Санкт-Петербурга, 200-летия со дня рождения Петра I,
открытия Всероссийской политехнической выставки 1872 года. В настоящее время
“дедушка русского флота” хранится в Центральном военно-морском музее
Санкт-Петербурга и является национальной исторической реликвией России.
|