Военно-морской флот России


15 августа 1872 г. Спущен на воду броненосец “Петр Великий”

Описание Фотографии

 

     
Этот броненосец, построенный по проекту вице-адмирала А.А. Попова, стал первым мореходным броненосцем российского флота и первым в мире брустверно-башенным кораблем. Он имел поднятый над верхней палубой броневой бруствер толщиной в средней части 356 мм, две двухорудийные башни 305-мм орудий с длиной ствола в 20 калибров, 14 мелких пушек и 2 подводных торпедных аппарата. Более высокий борт улучшал боевые и мореходные качества корабля. Толщина броневого пояса корпуса и орудийных башен достигала 203-365 мм. Корпус броненосца был сделан из железа по усовершенствованной клетчатой системе, имел двойное дно и для обеспечения непотопляемости разделялся водонепроницаемыми переборками.

Броненосец был заложен 24 мая 1869 года. Первоначально он получил имя “Крейсер” и был отнесен к классу мониторов. Строительство корабля под руководством автора проекта осуществляли корабельные инженеры М.М. Окунев и А.Е. Леонтьев. 30 мая 1872 года, в день 200-летия со дня рождения Петра I, корабль переименовали в “Петр Великий”. 15 августа 1872 года он был спущен на воду. Еще через пять лет броненосец вступил в строй. Английский судостроитель Е. Рид писал в то время в “Таймс”: “Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их “Петр Великий” совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев”.

Водоизмещение корабля составляло 10105 т, длина 100,6 м, ширина 19,3 м, осадка 7,5 м. Две паровые машины мощностью 8258 л.с. позволяли ему развивать скорость 14 узлов. Дальность плавания достигала 3600 миль. Экипаж состоял из 440 человек.

“Петр Великий” находился в боевом составе российского флота более 30 лет. Только в 1905 году началось его переоборудование в учебное судно. В годы 1-й мировой войны он использовался в качестве самоходной плавучей базы. После революции корабль был сдан на долговременное хранение, а с 1921 года стал использоваться как

“блокшив №1”. В 1924 году во время наводнения его выбросило на берег, но через три года корабль сняли с мели и отремонтировали. Исключен из состава ВМФ и разобран на металл в 1959 году - через 87 лет после спуска на воду! В настоящее время имя “Петр Великий” носит тяжелый атомный ракетный крейсер.