15 ноября 1913 года на стапеле Русско-Балтийского завода
в Ревеле был заложен головной эсминец новой серии, которому дали название
“Гавриил”. Строившийся в рамках Большой судостроительной программы 1913-1917
годов, “Гавриил” вобрал в себя лучшие качества знаменитого эсминца “Новик”. 23
декабря 1914 года “Гавриил” был спущен на воду, но только почти через два года,
26 ноября 1916 года, вошел в состав Балтийского флота и сразу начал боевую
службу. В апреле 1918 года эсминец в числе других кораблей Балтийского флота
участвовал в Ледовом переходе из Гельсингфорса в Кронштадт, а в 1919 году
активно включился в оборону Петрограда.
18 мая 1919 года “Гавриил” под командованием В.В.
Севастьянова прикрывал в Копорской губе работу 4 русских тральщиков, проводивших
контрольное траление залива. В одиннадцатом часу дня с запада к ним стали быстро
приближаться 4 английских эсминца. Тральщики прекратили траление и стали
отходить на восток под прикрытие береговой артиллерии форта “Красная Горка”.
Прикрывая их отход, “Гавриил” занял позицию между английскими кораблями и
тральщиками. Бой начался на дистанции 70 каб. В течение 50 минут по “Гавриилу”
было выпущено более 300 снарядов, но благодаря искусному маневрированию русского
эсминца они не причинили ему серьезного вреда. Враг не добился ни одного прямого
попадания. Огнем комендоров “Гавриила” один из вражеских кораблей был поврежден,
а другие попали под огонь форта “Серая Лошадь” и вынуждены были покинуть поле
боя.
Ровно через три месяца эсминец “Гавриил” отличился вновь.
18 августа в 3 часа 45 минут над Кронштадтским рейдом появились английские
самолеты и стали сбрасывать бомбы, одна из которых потопила баржу, стоявшую у
борта линкора “Андрей Первозванный”. Русские корабли открыли по ним
артиллерийский огонь. В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание
моряков было обращено на самолеты, 7 английских торпедных катеров типа “СМВ”
незаметно приблизились к рейду со стороны Ораниенбаума и предприняли
стремительную атаку наших кораблей.
Эсминец “Гавриил” в эту ночь нес дежурство у входа на рейд.
Заметив первые два катера, его комендоры сразу открыли огонь. Вскоре один из
катеров вспыхнул и пошел на дно, а второй отвернул и скрылся в тумане. Поспешно
выпущенная одним из катеров торпеда в цель не попала и взорвалась у стенки
гавани. В это время с двух направлений в гавань ворвались еще 5 катеров. Два
катера отвлекли на себя внимание эсминца, а трем другим катерам удалось
проскочить и прицельно провести торпедные стрельбы. В результате была потоплена
плавбаза подводных лодок (бывший крейсер) “Память Азова” и подорван линкор
“Андрей Первозванный”. По некоторым источникам от взрыва торпеды также получил
повреждение линкор “Петропавловск”.
При выходе из гавани катера снова попали под огонь
“Гавриила”. Один катер получил снаряд с эсминца и начал тонуть. Его экипаж был
подобран одним из непрорвавшихся в гавань английских катеров. После этого катер
дал полный ход и выстрелил двумя торпедами в злополучный русский эсминец.
Выпущенные второпях, торпеды прошли мимо, а вот очередной снаряд “Гавриила”
угодил катеру прямо в бензобак, после чего тот мгновенно вспыхнул и взорвался.
В 4 часа 35 минут бой закончился. Шлюпка с “Гавриила” подняла
из воды 9 человек с потопленных катеров. В их числе оказался лейтенант Непир - внук вице-адмирала Чарльза Непира, в июне 1854 года
безрезультатно пытавшегося захватить Кронштадт. Один из спасенных английских
офицеров так оценил действия комендоров “Гавриила”: “Англичане будут очень
удивлены, узнав о столь значительных наших потерях в Кронштадтской операции.
Действия русской артиллерии блестящие”.
Эсминец “Гавриил” и его доблестный командир погибли утром 21
октября 1919 года в Копорском заливе после подрыва на мине при следовании на
минную постановку. Вместе с “Гавриилом” на этом минном поле подорвались и
затонули эсминцы “Свобода” и “Константин”. С этих трех кораблей спаслось только
25 человек, которых подобрал, шедший концевым и уцелевший, эсминец “Азард”.