20 августа 1798 г. Учреждение училищ корабельной архитектуры
Начало специальной подготовки российских инженерных
кадров для флота было положено учреждением 20 августа 1798 года в
Санкт-Петербурге и Николаеве училищ корабельной архитектуры (одно для
Санкт-Петербургского, другое для Черноморского Адмиралтейств). Как определял
Устав училищ, главной их обязанностью “есть доставление в наше адмиралтейство,
порты и контрольные экспедиции потребного числа корабельных мастеров и
подмастерьев, также и приуготовление молодых людей к занятию различных по
морскому департаменту должностей, как-то: искусных механиков, гидравликов и
учителей по разным частям”.
Первым директором Петербургского училища был назначен
обер-сарваер (главный инспектор кораблестроения) флота А.С. Катасанов. В него
принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать
и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Занятия начались в
феврале 1799 года. Преподавателями корабельной архитектуры были известные
корабельные мастера И.П. Амосов, И.С. Разумов, позднее И.В. Куропанов. Профессор
С.Е. Гурьев преподавал высшую математику, механику, гидравлику и теорию
кораблестроения. Обучение должно было продолжаться 6 лет, но в январе 1805 года
из училища досрочно без экзаменов были выпущены с произведением в чин драфцмана
(чертежник-конструктор) самые способные ученики - И.А. Курочкин и А.А. Попов,
впоследствии видный ученый и кораблестроитель, генерал-майор корпуса корабельных
инженеров. В августе этого же года были подготовлены и направлены на различные
верфи еще 7 драфцманов.
К 1827 году училище дало флоту около 70 кораблестроителей.
Затем оно было реорганизовано, чтобы “могло доставлять Адмиралтейству не
только одних кораблестроителей, но и мастеров всех других мастерств”, и
преобразовано в “Учебный морской рабочий экипаж”. 30 июня 1828 года учебное
заведение было переведено из Морского кадетского корпуса в здание Главного
Адмиралтейства.
С развитием парового броненосного флота, оснащенного сложными
механизмами и оружием, 6 апреля 1856 года произошла еще одна реорганизация
училища, которое стало называться Инженерно-артиллерийским училищем Морского
ведомства. Оно готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков и морских
артиллеристов.
В 1867 году, в связи с реформой военно-морского образования,
училище было переименовано в Инженерное училище Морского ведомства, готовившее
за 4 года инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков флота. 11 июня 1872
года Инженерное и Штурманско-артиллерийское училища были объединены в
Техническое училище Морского ведомства и переведены в Кронштадт. В 1890-1900
годах в нем преподавал изобретатель радио А.С. Попов.
В 1894 году училищу был присвоен статус высшего специального
учебного заведения. В 1896 году из него вывели артиллерийскую и штурманскую
специализации и в очередной раз переименовали в Морское техническое училище. В
1898 году, в связи с 100-летием, оно стало называться Морское инженерное училище
имени императора Николая I. С 1906 года в него стали принимать лиц всех
сословий, а с 1909 года в нем стали изучать подводные лодки и воздухоплавание.
Ежегодный выпуск в это время составлял 5-6 инженеров-кораблестроителей и около
30 инженеров-механиков.
В октябре 1917 года училище было вновь переведено в
Петроград, размещено в здании Политехнического института и объединено с Училищем
командного состава флота. 29 января 1925 года оно получило наименование
Военно-морского инженерного училища, а в сентябре переехало в здание Главного
Адмиралтейства. Приказом Реввоенсовета Республики от 24 апреля 1930 года училище
получило статус высшего учебного заведения. После начала Великой Отечественной
войны, в августе 1941 года оно было эвакуировано в поселок Правдинск Горьковской
области, а весной 1942 года - в Баку. Летом 1944 года училище вернулось в
Ленинград, в здание Главного Адмиралтейства, где пока и находится.
Николаевское училище корабельной архитектуры просуществовало
всего 5 лет. В 1803 году его расформировали, а воспитанников перевели в училище
Санкт-Петербурга.
|