21 августа 1848 г. Начало экспедиции Г.И. Невельского
В 1847 году капитан-лейтенант Г.И. Невельской, задавшись
целью исследования устья реки Амур для установления ее судоходности, имевшей
большое значение для экономического развития Дальнего Востока и Сибири, добился
назначения командиром на строившийся военный транспорт “Байкал”. Это был
двухмачтовый барк водоизмещением всего 250 тонн, предназначавшийся для
перевозки грузов из Кронштадта в Петровский порт (Петропавловск-Камчатский).
21 августа 1848 года “Байкал” вышел из Кронштадта в свой
первый переход через два океана, а уже 12 мая 1849 года барк благополучно встал
на якорь в пункте назначения, затратив на рейс времени почти вдвое меньше
обычного. Прибыв на Дальний Восток Г.И. Невельской сразу начал подготовку к
экспедиции, и 30 мая 1849
года “Байкал” вышел в море. 12 июня транспорт подошел к
восточному берегу Сахалина. Обогнув его с севера, Невельской исследовал Амурский
лиман и устье Амура. Большую помощь ему оказывал старший офицер “Байкала”
лейтенант П.В. Козакевич. Промеры показали, что река в этом районе судоходна для
морских кораблей. Спустившись на шлюпках южнее, 22 июля экспедиция обнаружила
пролив, отделяющий Сахалин от материка, который в 1909 году был назван в честь
Г.И. Невельского. 8 августа Невельской повел барк дальше на север. По пути он
описал залив Счастья и залив Святого Николая. 3 сентября судно пришло в Аян, где
его уже считали погибшим.
Вскоре Невельской отправился с докладом в Санкт-Петербург,
где узнал о присвоении ему в декабре 1849 года звания капитана 2 ранга. В
столице постановили продолжить исследования побережья дальневосточных морей
новой экспедицией Невельского, которому как начальнику экспедиции присвоили
звание капитана I ранга.
Невельской вернулся в Аян, откуда на транспорте “Охотск” с
экипажем в 25 человек прибыл в залив Счастья. Здесь 29 июня 1850 года было
заложено зимовье, названное Петровским. Дальше на шлюпке с 6
матросами Невельской вошел в устье Амура и 1 августа 1850 года в 80 км выше
устья основал на берегу реки военный пост Николаевский (впоследствии
Николаевск-на-Амуре). Этой экспедицией к территории Российской империи были
присоединены обширные территории Приамурского края и Сахалина.
После нового доклада в Санкт-Петербурге Невельской продолжил
руководство Амурской экспедицией, получившей статус постоянной. В 1851-1855
годах ее участники исследовали западное побережье и внутренние районы Сахалина
(где 20-летним лейтенантом Н.К. Бошняком было открыто месторождение каменного
угля), бассейн реки Амур, Татарский пролив, составили карту Сахалина, собрали
материалы о населении и природе Приамурья. 23 мая 1853 года отрядом Бошняка была
открыта очень удобная гавань, названная им гаванью императора Николая (ныне
Советская гавань). Деятельность экспедиции способствовала освоению Дальнего
Востока и установлению добрососедских отношений с соседними государствами. В
1856 году первым губернатором Приморской области, командиром Сибирской флотилии
и портов Тихого океана был назначен участник первой экспедиции Невельского
капитан I ранга П.В. Козакевич. А самого Г.И. Невельского за критику высших
органов государственного управления Дальневосточным регионом в 1856 году
отстранили от дальнейшей деятельности на Тихом океане, перевели в столицу и
назначили членом ученого отдела Морского технического комитета.
|