|
|
23 августа 1773 г. Бой у Суджук-Кале
23 августа 1773 года отряд капитана 2 ранга И.Г.
Кинсбергена в составе флагманского 32-пушечного фрегата “Второй”, трех
“новоизобретенных” 16-пушечных кораблей “Журжа”, “Азов” и “Модон”, палубного
бота и брандера встретил близ Суджук-Кале (в районе Новороссийска) турецкую
эскадру в составе 18 вымпелов с десантом в 6 тысяч человек, предназначенных для
высадки в Крыму. Вражеские корабли шли двумя отрядами - впереди были 3 линейных
корабля, 4 фрегата и 3 шебеки, затем на некотором удалении следовали транспорты
с десантом в охранении нескольких мелких кораблей. Кинсберген решил
воспользоваться этим и направил один из своих кораблей в промежуток между
турецкими отрядами, чтобы не допустить их объединения, а с остальными кораблями
атаковал головные турецкие корабли.
Отряд Кинсбергена сблизился с противником на дистанцию
ружейного выстрела и открыл сильный огонь. Смелый и оригинальный по своему
замыслу маневр сразу дал преимущество русским кораблям, которые сумели поставить
турецкий авангард “в два огня”. После двухчасового боя противник не выдержал и
обратился в бегство под защиту крепостных батарей Суджук-Кале. Переменившийся
ветер не позволил довершить разгром врага.
Через неделю на помощь Кинсбергену подошел со своими
кораблями контр-адмирал А.Н. Сенявин. Объединенными усилиями русские повторили
нападение на противника 5 сентября. Турецкие корабли, несмотря на их численное
превосходство (5 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 шебеки, 2 галеры и 1
транспортное судно), не решились вступить в бой и ушли к берегам Анатолии.
Русский отряд преследовал их до наступления темноты. В своем донесении в
Адмиралтейств-коллегию А.Н. Сенявин так описал эти сражения: “не стерпя больше
жестокого от наших огня и почувствовав знатное повреждение, с обыкновенной своей
робостью и беспорядком обратился в бег”. Смелые действия русских кораблей
заставили турок отказаться от попытки высадить десанты в Крыму.
За одну кампанию 1773 года Иоган Генрих Кинсберген был
награжден орденами Святого Георгия 4-й и 3-й степени и произведен в капитаны I
ранга. Он служил в русском флоте до 1777 года, а затем был исключен из списков
флота за невозвращение в срок из отпуска, который проводил в Голландии. С 1779
года Кинсберген командовал эскадрой голландского флота. В 1793 году он был
произведен в адмиралы и возглавил весь военный флот Голландии. Через два года
“за политические мнения” был арестован, но вскоре освобожден. После этого
перешел служить во флот Дании, где так же стал полным адмиралом. |
|
23 августа 1915 г. Разгром турецкого конвоя у острова Кефкен
|
Летом 1915 года русские корабли Черноморского флота
нанесли несколько чувствительных ударов по портам турецкого побережья и
коммуникациям, через которые осуществлялась перевозка угля из Зонгулдакского
угольного района к Босфору. Потеряв много крупных транспортов, противник
вынужден был привлечь к перевозке угля и других грузов малые суда и даже
парусные шхуны, а большие транспорты сопровождать боевыми кораблями.
Утром 23 августа 1915 года 2 эскадренных миноносца
Черноморского флота обнаружили у Зонгулдака турецкие транспорты и демонстративно
ушли в Севастополь. Турки решили, что проход в Босфор свободен и двинулись в
путь. По радиодонесению с наших кораблей на перехват конвоя из Севастополя
вышли эскадренные миноносцы “Быстрый” и “Пронзительный”, там же находилась
подводная лодка “Нерпа”. В районе острова Кефкен русские моряки обнаружили
караван противника в составе трех пароходов и буксира с баржей в охранении
крейсера “Гамидие” и эскадренных миноносцев “Нумуне” и “Муавенет”. Вступив в
артиллерийский бой с турецкими боевыми кораблями, эсминцы-“новики” быстро
добились попаданий своих 102-мм снарядов в турецкий крейсер, на котором было
выведено из строя два 150-мм орудия. “Нерпа” попыталась атаковать его торпедами.
“Гамидие” вышел из боя и стал уходить к Босфору. Бросив транспорты, за ним
последовали и оба турецких эсминца. В панике капитаны транспортов выбросили их
на берег, после чего команды покинули суда. Все три транспорта, а также буксир с
баржей, на которых находилось 14 тысяч тонн угля, были уничтожены торпедами и
артиллерийским огнем наших эсминцев.
Во время 1-й мировой войны “Пронзительный” совместно с
другими кораблями уничтожил около 160 турецких парусников, 16 транспортов и
судов, 2 канонерские лодки, германскую подводную лодку “UC-13” и захватил
турецкий пароход “Туркестан”. 17 июня 1918 года он был затоплен экипажем у
Новороссийска. Только в 1965 году останки эсминца были подняты и отправлены на
металл.
Эсминец “Быстрый” участвовал в уничтожении 40 турецких парусных судов, 6
пароходов и миноносца. Под именем “Фрунзе” он доблестно воевал в начальный
период Великой Отечественной войны. 21 сентября 1941 года после двухчасового боя
с немецкой авиацией он был потоплен в районе Тендровской косы. Корпус
героического российского эсминца лежит на глубине 9 м в украинских
территориальных водах. |
|
|
|