Военно-морской флот России


23 августа 1773 г. Бой у Суджук-Кале

Описание  

 

     
23 августа 1773 года отряд капитана 2 ранга И.Г. Кинсбергена в составе флагманского 32-пушечного фрегата “Второй”, трех “новоизобретенных” 16-пушечных кораблей “Журжа”, “Азов” и “Модон”, палубного бота и брандера встретил близ Суджук-Кале (в районе Новороссийска) турецкую эскадру в составе 18 вымпелов с десантом в 6 тысяч человек, предназначенных для высадки в Крыму. Вражеские корабли шли двумя отрядами - впереди были 3 линейных корабля, 4 фрегата и 3 шебеки, затем на некотором удалении следовали транспорты с десантом в охранении нескольких мелких кораблей. Кинсберген решил воспользоваться этим и направил один из своих кораблей в промежуток между турецкими отрядами, чтобы не допустить их объединения, а с остальными кораблями атаковал головные турецкие корабли.

Отряд Кинсбергена сблизился с противником на дистанцию ружейного выстрела и открыл сильный огонь. Смелый и оригинальный по своему замыслу маневр сразу дал преимущество русским кораблям, которые сумели поставить турецкий авангард “в два огня”. После двухчасового боя противник не выдержал и обратился в бегство под защиту крепостных батарей Суджук-Кале. Переменившийся ветер не позволил довершить разгром врага.

Через неделю на помощь Кинсбергену подошел со своими кораблями контр-адмирал А.Н. Сенявин. Объединенными усилиями русские повторили нападение на противника 5 сентября. Турецкие корабли, несмотря на их численное превосходство (5 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 шебеки, 2 галеры и 1 транспортное судно), не решились вступить в бой и ушли к берегам Анатолии. Русский отряд преследовал их до наступления темноты. В своем донесении в Адмиралтейств-коллегию А.Н. Сенявин так описал эти сражения: “не стерпя больше жестокого от наших огня и почувствовав знатное повреждение, с обыкновенной своей робостью и беспорядком обратился в бег”. Смелые действия русских кораблей заставили турок отказаться от попытки высадить десанты в Крыму.

За одну кампанию 1773 года Иоган Генрих Кинсберген был награжден орденами Святого Георгия 4-й и 3-й степени и произведен в капитаны I ранга. Он служил в русском флоте до 1777 года, а затем был исключен из списков флота за невозвращение в срок из отпуска, который проводил в Голландии. С 1779 года Кинсберген командовал эскадрой голландского флота. В 1793 году он был произведен в адмиралы и возглавил весь военный флот Голландии. Через два года “за политические мнения” был арестован, но вскоре освобожден. После этого перешел служить во флот Дании, где так же стал полным адмиралом.

 

23 августа 1915 г. Разгром турецкого конвоя у острова Кефкен

Летом 1915 года русские корабли Черноморского флота нанесли несколько чувствительных ударов по портам турецкого побережья и коммуникациям, через которые осуществлялась перевозка угля из Зонгулдакского угольного района к Босфору. Потеряв много крупных транспортов, противник вынужден был привлечь к перевозке угля и других грузов малые суда и даже парусные шхуны, а большие транспорты сопровождать боевыми кораблями.

Утром 23 августа 1915 года 2 эскадренных миноносца Черноморского флота обнаружили у Зонгулдака турецкие транспорты и демонстративно ушли в Севастополь. Турки решили, что проход в Босфор свободен и двинулись в путь. По радиодонесению с наших кораблей на перехват конвоя из Севастополя вышли эскадренные миноносцы “Быстрый” и “Пронзительный”, там же находилась подводная лодка “Нерпа”. В районе острова Кефкен русские моряки обнаружили караван противника в составе трех пароходов и буксира с баржей в охранении крейсера “Гамидие” и эскадренных миноносцев “Нумуне” и “Муавенет”. Вступив в артиллерийский бой с турецкими боевыми кораблями, эсминцы-“новики” быстро добились попаданий своих 102-мм снарядов в турецкий крейсер, на котором было выведено из строя два 150-мм орудия. “Нерпа” попыталась атаковать его торпедами. “Гамидие” вышел из боя и стал уходить к Босфору. Бросив транспорты, за ним последовали и оба турецких эсминца. В панике капитаны транспортов выбросили их на берег, после чего команды покинули суда. Все три транспорта, а также буксир с баржей, на которых находилось 14 тысяч тонн угля, были уничтожены торпедами и артиллерийским огнем наших эсминцев.

Во время 1-й мировой войны “Пронзительный” совместно с другими кораблями уничтожил около 160 турецких парусников, 16 транспортов и судов, 2 канонерские лодки, германскую подводную лодку “UC-13” и захватил турецкий пароход “Туркестан”. 17 июня 1918 года он был затоплен экипажем у Новороссийска. Только в 1965 году останки эсминца были подняты и отправлены на металл.

Эсминец “Быстрый” участвовал в уничтожении 40 турецких парусных судов, 6 пароходов и миноносца. Под именем “Фрунзе” он доблестно воевал в начальный период Великой Отечественной войны. 21 сентября 1941 года после двухчасового боя с немецкой авиацией он был потоплен в районе Тендровской косы. Корпус героического российского эсминца лежит на глубине 9 м в украинских территориальных водах.