30 августа 1974 г. Гибель БПК “Отважный”
В 60-х годах наш флот пополнился серией больших
противолодочных кораблей (БПК) проекта 61. Имея стандартное водоизмещение 3500
тонн, они стали первыми в мире крупными боевыми кораблями, оснащенными
газотурбинными энергетическими установками. За характерный звук работы этих
установок моряки прозвали БПК этого проекта “поющими фрегатами”. Большинство из
них вошло в состав Черноморского флота. Среди этих был и БПК “Отважный”.
Утром 30 августа 1974 года БПК “Отважный” вышел из
Северной бухты Севастополя и направился в море для проведения учебных стрельб
зенитными ракетами. Уже на месте учений при подготовке к стрельбам в 10 часов
02 минуты в кормовом погребе 16 зенитных ракет самопроизвольно запустился
маршевый двигатель одной из них, затем сработал стартовый двигатель другой
ракеты, после чего произошел взрыв остальных хранившихся там зенитных ракет
“Волна”. Ударной волной сорвало крышу кормовой надстройки вместе с пусковой
установкой для этих ракет, разрушило поперечные переборки и в нескольких местах
разорвало корпус корабля. Через образовавшиеся трещины стала поступать вода,
быстро заполнившая 4 отсека. Через 8 минут крен корабля на правый борт достиг 12
градусов. На осевшей в воду на 1,5 метра корме разгорался пожар. К 11 часам к
месту трагедии подошли большие ракетные корабли (БРК) “Бедовый” и
“Сознательный”, которые высадили на “Отважный” аварийно-спасательные группы, а
затем безуспешно пытались взять его на буксир. После 12 часов к ним на помощь
подошел однотипный с “Отважным” БПК “Комсомолец Украины”, а в 13 часов 25
минут - два спасательных судна. Все они пытались водяными струями сбить огонь в
районе кормового хранилища авиационного топлива и боекомплекта корабельного
вертолета, но вскоре из-за большого огня вынуждены были отойти. Из-за угрозы
новых взрывов, на “Отважном” развернули торпедный аппарат и выпустили за борт
все пять торпед.
В 14 часов 45 минут, несмотря на все усилия по борьбе с
пожаром, взорвался кормовой погреб с авиационными глубинными бомбами и
авиатопливом. Было затоплено еще 2 отсека, корабль до кормовой башни погрузился
в воду, а крен достиг 28 градусов. В 15 часов 03 минуты последовал приказ
оставить корабль, и его экипаж с аварийно-спасательными группами перешел на
другие корабли. Вскоре БПК почти вертикально, кормой вниз, стал уходить под
воду. Глубина моря в этом месте составляла 125 м, поэтому, когда корма
144-метрового корабля коснулась дна, его погружение замедлилось. Носовая часть
еще несколько минут возвышалась над поверхностью моря, затем она резко ушла под
воду. Произошло это в 15 часов 57 минут в 40 км от Херсонесского маяка в точке
с координатами 44° 44’ с.ш. и 32° 59’ в.д. Погибло 24 человека (в том числе 5
курсантов). 26 моряков получили ранения и ожоги.
Позже с “Отважного” были подняты на поверхность техническая документация, а
также части оборудования и вооружения общим весом около 40 т, а в декабре 1977
года корпус БПК был подорван. Гибель корабля заставила ускорить работы по
повышению пожаробезопасности хранилищ боезапаса. Результаты не замедлили
сказаться: когда в 1984 году аналогичная авария произошла в носовом погребе ЗРК
“Волна-М” другого БПК Черноморского флота, существенных повреждений корабль не
получил.
|