4 декабря 1985 г. Спущен на воду первый советский авианосец
В 1-ю мировую
войну российский флот имел на Балтике и Черном море несколько
гидроавиатранспортов, а в годы гражданской войны для базирования самолетов
Волжской флотилии была приспособлена нефтеналивная баржа “Коммуна”. После этого
в строительстве авианесущих кораблей в СССР наступил огромный, на несколько
десятилетий, перерыв. И хотя кораблестроители время от времени предлагали
переоборудовать транспорты и крупные боевые корабли в авианесущие корабли, а
также разрабатывали проекты специализированных авианосцев, политическое
руководство страны и слышать не желало о кораблях этого класса. Даже когда война
подтвердила ведущую роль авиации в решении основных задач на море, а более
половины погибших крупных кораблей была потоплена самолетами.
Только в 1953 году, после смерти И.В. Сталина, работы над
проектом легкого авианосца были возобновлены. Советское кораблестроение в те
годы испытывало подъем, и казалось, что строительство кораблей такого класса не
за горами. Но вновь вмешалось политическое руководство беспрецедентным
сокращением вооруженных сил, в том числе и флота. Вопрос об авиационном
прикрытии кораблей и конвоев даже у побережья замалчивался, крупные корабли
строить перестали, а авианесущие соединения были надолго заклеймены как “орудие
агрессии и разбоя” капитализма.
С появлением у стран НАТО атомного подводного ракетоносного
флота полностью изменился подход к задачам отечественного военно-морского флота,
в которых основной упор был сделан на стратегические и ударные ракетные
подводные лодки, а надводный флот был сориентирован преимущественно на
противолодочную борьбу.
В 1967 году в строй вступил первый противолодочный
крейсер-вертолетоносец “Москва”, а через год – однотипный “Ленинград”. Затем
последовала серия из трех кораблей: “Киев”, “Минск”, “Новороссийск”,
предназначенных для базирования эскадрильи самолетов вертикального взлета и
посадки (СВВП) и эскадрильи вертолетов ПЛО. Затем в строй вошел их
модернизированный собрат “Баку”. Но уже стало ясно, что СВВП не способны
конкурировать с боевыми самолетами катапультного взлета. Поэтому в проект плана
военного судостроения на 1971-1980 годы была включена разработка аванпроекта
настоящего авианосца и самолетов для него. Но только в сентябре 1982 года этот
авианосец был заложен под именем “Рига” на ПО “Черноморский судостроительный
завод”. Через полгода его переименовали в “Леонид Брежнев”.
4 декабря 1985 года первый советский авианосец – тяжелый
авианесущий крейсер (ТАКР) “Леонид Брежнев” был торжественно спущен на воду. В
тот же день на освободившемся стапеле заложили однотипный ТАКР “Рига”. А в это
время в Невском КБ уже шла разработка проекта первого ТАКР с атомной главной
энергетической установкой. Его заложили 25 ноября 1988 года и назвали
“Ульяновск”.
В 1987 году ТАКР “Леонид Брежнев” был переименован в
“Тбилиси”, а в 1990 году – в “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. Под этим
именем в 1992 году авианосец вступил в строй Северного флота. В 1996 году в
составе отряда из 12 кораблей и судов он совершил поход в Средиземное море.
Но злой рок продолжал висеть над нашими авианосцами.
Изменившиеся в начале 90-х годов политические и экономические условия привели к
тому, что собранный на 75% корпус атомного ТАКР “Ульяновск” в 1992 году
разрезали на металл. Трагичной оказалась судьба и ТАКР “Рига”. Во время
строительства его назвали дорогим для каждого русского моряка и патриота именем
“Варяг”. В ноябре 1991 года Россия прекратила финансирование авианосца при
готовности корабля около 65%. Долгое время корабль стоял у достроечной стенки
завода. В 1996 году он был передан Украине в счет долгов Министерства обороны РФ
заводу-строителю. С “Варяга” сняли все ценное оборудование, затем остов корабля
стал ветшать и растаскиваться. В марте 1998 года его продали фирме из Макао как
33 тысячи тонн металла.
|