5 декабря 1957 г. Спуск на воду атомного ледокола “Ленин”
Инициатива создания ледокола с атомной главной
энергетической установкой принадлежала В.А. Малышеву - в 1947-1953 годах
заместителю Председателя Совета Министров. Проектирование ледокола началось в
1953 году в ЦКБ-15 (впоследствии “Айсберг”) под руководством главного
конструктора В.И. Неганова и главного инженера Б.Я. Гнесина. Все работы велись
в обстановке строгой секретности. В Государственном Комитете по судостроению их
курировал Б.Г. Чиликин. За прототип при создании ледокола с атомной
паропроизводящей установкой, получившей наименование “проект 92”, был принят
турбоэлектрический ледокол, но в процессе работы пришлось решать много
принципиально новых задач, особенно в области биологической защиты экипажа от
радиоактивных излучений.
Закладка ледокола состоялась 17 июля 1956 года на стапеле
ленинградского Адмиралтейского завода, уже имевшего опыт по строительству и
ремонту судов для ледового плавания. 5 декабря 1957 года, в
полдень, по выстрелу пушки Петропавловской крепости ледокол был спущен на
расчищенный от льда участок Невы. На следующий день его подвели к достроечной
стенке и начали работы по установке крупногабаритных блоков оборудования и
атомной паропроизводящей установки.
В начале 1959 года постройка ледокола была завершена и
начались испытания его оборудования. 15 сентября 1959 года ледокол вышел на
ходовые испытания. 3 декабря был подписан акт государственной приемки атомного
ледокола “Ленин”. Вскоре отправился в свое первое плавание вокруг Скандинавии к
порту приписки - Мурманску. Первая трудовая ледовая навигация для ледокола
“Ленин” началась 14 июля 1960 года и продолжалась 3 месяца и 10 дней.
За шесть навигаций ледокол прошел в Арктике 82 тысячи миль, провел по
Северному морскому пути около 400 судов, участвовал в создании полярной станции
“СП-10” и установке 16 дрейфующих автоматических радиометеорологических станций.
Затем его поставили на замену атомной энергетической установки. В 1974 году
ледокол снова вышел на просторы Арктики. В 1976 году его навигация продолжалась
уже 11 месяцев, а затем состоялся рейс продолжительностью 390 суток. В начале
1990 года ледокол “Ленин” был выведен из эксплуатации. За 30 лет работы первенец
атомного судостроения пошел во льдах почти миллион миль.
|