Военно-морской флот России


7 декабря 1883 г. Началось строительство броненосного крейсера “Адмирал Нахимов”

Описание Фотографии

 

     
7 декабря 1883 года на новом стапеле Балтийского завода началось строительство броненосного крейсера. 2 апреля следующего года крейсер зачислили в списки Российского Императорского флота под названием “Адмирал Нахимов” .

Крейсер проектировался и строился в переходный период развития броненосного флота, когда на кораблях уживались элементы и парового и парусного оборудования. “Адмирал Нахимов” был самым большим парусным бригом за всю историю Российского военного флота и, одновременно, на нем впервые в России применили электрическое освещение помещений и противоторпедные сети. Корабль первым получил новые орудия системы 1884 года, но сохранил устаревшие паровые машины двойного расширения пара. По числу орудий главного калибра и весу бортового залпа “Адмирал Нахимов” вдвое превосходил своих современников. Одновременно это был первый российский четырехбашенный броненосный крейсер и первый русский корабль с продольной водонепроницаемой переборкой в машинном и котельном отделениях.

21 октября 1885 года в присутствии императора Александра III корабль был спущен на воду. В середине 1888 года крейсер вошел в состав Балтийского флота и c 29 сентября 1888 года по 13 мая 1889 года совершил переход во Владивосток. Крейсер долгое время прослужил на Дальнем Востоке, одним из первых обживал Порт-Артурский рейд, но русско-японская война застала его в Кронштадте. “Адмирал Нахимов” был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала З.П. Рожественского, вышедшей осенью 1904 года на помощь Порт-Артуру.

14 мая 1905 года эскадра встретила японский флот в Цусимском проливе. Замыкавший 2-й броненосный отряд “Адмирал Нахимов” шел восьмым в длинной кильватерной колонне главных сил. Во время дневного боя крейсер, как только позво-ляла дистанция, вел огонь по противнику, но и сам получил около 30 снарядов разного калибра. Было убито 25 и ранено 51 человек. Ночью, когда остатки разгромленной русской эскадры самостоятельно пытались прорваться во Владивосток, “Адмирал Нахимов” шел вместе с кораблями “Адмирал Ушаков”, “Наварин” и “Сисой Великий”. Около 50 японских миноносцев атаковали наши корабли с разных направлений и, несмотря на потери, добились нескольких попаданий. “Адмирал Нахимов” получил торпеду в носовую часть правого борта. Вода стала быстро распространяться по старому кораблю, завести пластырь на пробоину долгое время не удавалось, и к утру сильно погрузившийся в воду корабль мог развить только 3-узловой ход. Стало понятно, что до Владивостока не дойти, и когда около 5 часов утра показался японский корабль, командир крейсера капитан I ранга А.А. Родионов приказал свезти экипаж на берег ближайшего острова Цусима, а корабль подготовить к взрыву. Но корабль и так был обречен. Около 10 часов “Адмирал Нахимов” ушел под воду в точке с координатами 34 град. 34 мин. с.ш. и 129 град. 32 мин. в.д.

Спустя 80 лет из-за слухов, что на крейсере везли казну эскадры в золотых слитках, на корабле проводились обширные подводные работы, которые не дали никаких результатов. Но благодаря этому, “Адмирал Нахимов” пока остается единственным обследованным кораблем из погибших в Цусимском сражении.