7 декабря 1883 г. Началось строительство броненосного
крейсера “Адмирал Нахимов”
7 декабря 1883 года на новом стапеле Балтийского завода
началось строительство броненосного крейсера. 2 апреля следующего года крейсер
зачислили в списки Российского Императорского флота под названием “Адмирал
Нахимов” .
Крейсер проектировался и строился в переходный период
развития броненосного флота, когда на кораблях уживались элементы и парового и
парусного оборудования. “Адмирал Нахимов” был самым большим парусным бригом за
всю историю Российского военного флота и, одновременно, на нем впервые в России
применили электрическое освещение помещений и противоторпедные сети. Корабль
первым получил новые орудия системы 1884 года, но сохранил устаревшие паровые
машины двойного расширения пара. По числу орудий главного калибра и весу
бортового залпа “Адмирал Нахимов” вдвое превосходил своих современников.
Одновременно это был первый российский четырехбашенный броненосный крейсер и
первый русский корабль с продольной водонепроницаемой переборкой в машинном и
котельном отделениях.
21 октября 1885 года в присутствии императора Александра III
корабль был спущен на воду. В середине 1888 года крейсер вошел в состав
Балтийского флота и c 29 сентября 1888 года по 13 мая 1889 года совершил переход
во Владивосток. Крейсер долгое время прослужил на Дальнем Востоке, одним из
первых обживал Порт-Артурский рейд, но русско-японская война застала его в
Кронштадте. “Адмирал Нахимов” был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры
контр-адмирала З.П. Рожественского, вышедшей осенью 1904 года на помощь
Порт-Артуру.
14 мая 1905 года эскадра встретила японский флот в Цусимском
проливе. Замыкавший 2-й броненосный отряд “Адмирал Нахимов” шел восьмым в
длинной кильватерной колонне главных сил. Во время дневного боя крейсер, как
только позво-ляла дистанция, вел огонь по противнику, но и сам получил около 30
снарядов разного калибра. Было убито 25 и ранено 51 человек. Ночью, когда
остатки разгромленной русской эскадры самостоятельно пытались прорваться во
Владивосток, “Адмирал Нахимов” шел вместе с кораблями “Адмирал Ушаков”,
“Наварин” и “Сисой Великий”. Около 50 японских миноносцев атаковали наши корабли
с разных направлений и, несмотря на потери, добились нескольких попаданий.
“Адмирал Нахимов” получил торпеду в носовую часть правого борта. Вода стала
быстро распространяться по старому кораблю, завести пластырь на пробоину долгое
время не удавалось, и к утру сильно погрузившийся в воду корабль мог развить
только 3-узловой ход. Стало понятно, что до Владивостока не дойти, и когда около
5 часов утра показался японский корабль, командир крейсера капитан I ранга А.А.
Родионов приказал свезти экипаж на берег ближайшего острова Цусима, а корабль
подготовить к взрыву. Но корабль и так был обречен. Около 10 часов “Адмирал
Нахимов” ушел под воду в точке с координатами 34 град. 34 мин. с.ш. и 129 град.
32 мин. в.д.
Спустя 80 лет из-за слухов, что на крейсере везли казну эскадры в золотых
слитках, на корабле проводились обширные подводные работы, которые не дали
никаких результатов. Но благодаря этому, “Адмирал Нахимов” пока остается
единственным обследованным кораблем из погибших в Цусимском сражении.
|