8 декабря 1935 г. Заложен эсминец “Гневный”
После 18-летнего перерыва, 8 декабря 1935 года на
заводе им. Жданова в Ленинграде для ВМФ был заложен новый эсминец, ставший
первым эсминцем советской постройки. Названный “Гневный”, он стал головным в
большой серии кораблей проекта 7, разработанного ЦКБС-1 (после 1937 года -
ЦКБ-17) во главе с В.А. Никитиным. Прототипом “семерки” стал эсминец “Мистрале”
итальянской фирмы “Ансальдо”, с которой советские конструкторы поддерживали в то
время тесные деловые контакты.
13 июля 1936 года “Гневный” был спущен на воду, а 23 декабря
1938 года вступил в состав Балтийского флота. Он имел водоизмещение 2380 т,
длину 112,5 м, ширину 10,2 м, осадку 4,1 м. Двухвальная энергетическая установка
(с тремя котлами) общей мощностью 54 тысяч л.с. позволяла развить скорость 38
узлов. В состав вооружения входили 2 трехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 4
универсальных 130-мм орудия “Б-13”, 2 76-мм орудия “34К”, 4 полуавтоматические
45-мм зенитные пушки (во время войны заменены 37-мм автоматами), 4 12,7-мм
пулемета “ДШК” и “Кольт”, а также система управления артиллерийским огнем с
центральным автоматом стрельбы. В кормовых стеллажах размещалось 30 больших и 24
малых глубинных бомб. Кормовые бомбосбрасыватели перед Великой Отечественной
войной были дополнены двумя бомбометами и подкильной шумопеленгаторной станцией.
Кроме того, в перегрузке эсминец принимал на палубу до 60 мин заграждения.
Экипаж состоял из 246 человек. Первую черноморскую “семерку”, эсминец “Бодрый”,
заложили 31 декабря 1935 года на заводе им. Марти в Николаеве.
В мае 1937 года, во время достройки “Гневного”, у берегов
Испании подорвался на мине английский эсминец “Хантер”. Из-за линейного
расположения силовой установки взрыв полностью вывел ее из строя, и эсминец
потерял ход. Проект “7” имел такое же расположение силовой установки, что стало
причиной волны репрессий в отношении проектировщиков и строителей “семерки”,
обвиненных в заведомом вредительстве. Это, в сочетании с действительно
недостаточной остойчивостью и прочностью корпуса (“Мистрале” рассчитывался на
плавание в теплом и спокойном Средиземном море), заставило прекратить
строительство большой серии по этому
проекту и срочно начать в 1937 году
строительство эсминцев по переработанному коллективом под руководством О.Ф. Якоба проекту “7-у”. Они получили энергетическую
установку эшелонного расположения, в каждом эшелоне было 2 котла и турбина. Была
усилена зенитная артиллерия эсминца. Внешнее отличие - две дымовые трубы. Первый
эсминец новой серии “Сторожевой” вошел в строй в октябре 1940 года. Испытания
выявили недостаточную остойчивость корабля, которую повысили укладкой в трюм
твердого балласта. При этом его водоизмещение достигло 2530 т, что не позволило
радикально укрепить корпус корабля. По сравнению с “семерками” эсминцы проекта
“7-у” имели худшие условия для жизни экипажа и меньшую дальность плавания на
20-узловой скорости. Поэтому до сих пор одни расшифровывают “у” как
“улучшенный”, другие - как “ухудшенный”.
К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ находилось
30 эсминцев обоих проектов. В ходе войны было построено еще 16. Всего было
построено 28 эсминцев проекта “7”, 17 - проекта “7-у” и 1 - “7-уэ” (“Страшный”,
первый в отечественном флоте корабль с электрооборудованием на переменном токе).
С первых часов войны эсминцы активно участвовали в операциях всех флотов.
“Гремящий”, “Сообразительный” и “Стойкий” (переименованный 13 февраля 1943 года
в “Вице-адмирал Дрозд”) в ходе войны были удостоены гвардейского звания, а
“Беспощадный”, “Бойкий”, “Грозный” и “Громкий” награждены орденами Красного
Знамени.
Головной эсминец “семерок”, “Гневный”, в 18 часов 22 июня 1941 года в составе
отряда из однотипных эсминцев “Гордый”, “Стерегущий” и крейсера “Максим Горький”
вышли с рейда Усть-Двинска для прикрытия минных постановок в устье Финского
залива. Утром следующего дня отряд выскочил на минное поле. Первым взорвался
“Гневный”, на котором погибли 18 человек и многие получили ранения. Затем новый
взрыв оторвал у крейсера нос по первую башню, а еще через полтора часа мина
взорвалась у борта “Гордого”. Крейсер (задним ходом) и эсминец “Гордый” с трудом
смогли вернуться на базу. “Гневный” был обречен и, после эвакуации его команды,
эсминец добили главным калибром “Гордого”.
|