18 декабря 1861 г. Начало кругосветного плавания военного
транспорта “Гиляк”
Крымская война 1853-1856 годов стала рубежом, разделившим
флот на уходящий в историю парусный и паровой флот будущего. Моря и океаны стали
бороздить паровые суда и пароходофрегаты под флагами различных государств. Стал
крепнуть паровой флот России. Заканчивалась романтическая эпоха кругосветных
путешествий парусных кораблей. В России парусным судном, совершившим два
последних плавания вокруг земного шара, стал военный транспорт “Гиляк”.
18 декабря 1861 года “Гиляк” под командованием
капитан-лейтенанта А.И. Энквиста вышел из Гамбурга и взял курс на южную
оконечность Африки - мыс Доброй Надежды. Энквист был опытным морским офицером,
имевшим к этому времени за плечами уже одну кругосветку на фрегате “Диана”
перешел из Кронштадта вокруг мыса Горн к устью Амура, плавал на Тихом океане, а
затем тем же путем вернулся назад.
Благополучно обогнув мыс Доброй Надежды, “Гиляк” направился к
Зондскому проливу, а 31 августа 1862 года бросил якорь в заливе Де-Кастри у
Александровского поста. Разгрузившись, проведя необходимый ремонт и пополнив
запасы провизии и воды, 26 октября 1862 года Энквист вывел транспорт из
Императорской Гавани в обратный путь, который проходил через Малакский пролив и
мыс Доброй Надежды. 3 августа 1863 года “Гиляк” вошел на рейд Кронштадта.
Корпус судна отлично выдержал трудные длительные переходы, а команда и
командир прекрасно знали свое дело, поэтому было решено отправить “Гиляк” на
следующий год в новое кругосветное плавание. Оно началось 26 июля 1864 года. На
этот раз капитан-лейтенант А.И. Энквист повел судно в другом направлении - через
мыс Горн вокруг Южной Америки. 5 июня 1865 года “Гиляк” благополучно вошел в
воды залива Де-Кастри. Вскоре он перешел во Владивосток и после
непродолжительной стоянки 28 августа того же года отправился в обратный путь уже
знакомым маршрутом через Малакский пролив и мыс Доброй Надежды. В Китайском море
команда транспорта спасла экипаж гибнущего судна, а уже в Балтийском море лично
Энквист спас датского моряка. 7 августа 1866 года завершилось последнее
кругосветное плавание парусного судна российского военного флота. Адольф
Иванович Энквист вошел в ряд немногих мореплавателей, которым удалось сделать
это трижды.
|