22 декабря 1916 г. Гибель броненосца “Пересвет”
19 июля 1916 года было принято решение о формировании
военной флотилии Северного Ледовитого океана. Для ее комплектования было решено
использовать часть кораблей, находившихся на Дальнем Востоке, а также несколько
бывших кораблей русской Тихоокеанской эскадры, выкупленных у Японии в марте 1916
года - эскадренные броненосцы “Полтава” (с марта 1916 г. - “Чесма”) и
“Пересвет”, а также крейсер “Варяг”. Эти корабли составили Отдельный отряд
Балтийского моря под командованием контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина.
Экипажи для них были присланы с Балтийского и Черноморского флотов.
“Чесма” и “Варяг” смогли покинуть Владивосток в конце июля
1916 года, а “Пересвет” под командованием капитана I ранга К.П. Иванова из-за
срыва сроков его ремонта вышел в путь на два месяца позже. В этом походе на
“Пересвете” гардемарином проходил службу сын командира - Анатолий Иванов.
В Порт-Саиде контр-адмирал А.И. Бестужев-Рюмин получил от
союзного командования в Средиземном море схему с точным указанием фарватеров,
которыми должен был следовать русский отряд. По заверениям союзников эти
фарватеры находились под их постоянным наблюдением и охраной от германских
подводных лодок. Однако контр-адмирал Бестужев-Рюмин, взяв на себя полную
ответственность, повел отряд напрямую через Средиземное море и оказался
совершенно прав. Корабли пересекли море, не встретив ни одной подводной лодки. В
первом же порту, в который зашли русские корабли, стало известно, что как раз на
предлагаемых фарватерах появились в эти дни субмарины противника и потопили
несколько кораблей. В дальнейшем в разное время оба корабля благополучно дошли
до Кольского залива.
Броненосец “Пересвет” после ремонта мог дать не больше 14
узлов и прибыл в Порт-Саид только в декабре 1916 года. После небольшого ремонта
“Пересвет” в 3 часа дня 22 декабря вышел из Порт-Саида на Мальту. Его
сопровождали английский авизо и французский тральщик. К.П. Иванов повел корабль
по указанным союзниками фарватерам. Около 6 часов вечера, после очередного
поворота за конвоирующим кораблем, в носовой части броненосца произошел взрыв,
который повлек за собой детонацию боезапаса носовых орудий. По одной версии
“Пересвет” подорвался на мине, выставленной на фарватере германской подводной
лодкой “U-73”, по другой версии взрыв произошел в результате диверсии. С корабля
по воде сделали несколько выстрелов, но, видя что “Пересвет” быстро оседает
носом в воду, командир отдал приказ покинуть корабль. Через несколько минут
“Пересвет” ушел под воду. Благодаря четким командам К.П. Иванова и старшего
офицера М.М. Домерщикова из 820 человек команды броненосца удалось спасти 736.
Они были подобраны кораблями конвоя и рыбацкими лодками. Несколько человек
впоследствии скончалось в госпитале.
Броненосец “Пересвет” и линкор “Императрица Мария”,
взорвавшийся по невыясненным до конца причинам в Севастопольской бухте, стали
самыми крупными из кораблей Российского императорского флота погибших во время
1-й мировой войны. В 1955 году Министерство обороны СССР поставило в Порт-Саиде
обелиск в память о погибших на “Пересвете” моряках, а затянутый илом броненосец
до сих пор лежит на глубине 25 м.
|