Военно-морской флот России


22 декабря 1916 г. Гибель броненосца “Пересвет”

Описание  

 

     
19 июля 1916 года было принято решение о формировании военной флотилии Северного Ледовитого океана. Для ее комплектования было решено использовать часть кораблей, находившихся на Дальнем Востоке, а также несколько бывших кораблей русской Тихоокеанской эскадры, выкупленных у Японии в марте 1916 года - эскадренные броненосцы “Полтава” (с марта 1916 г. - “Чесма”) и “Пересвет”, а также крейсер “Варяг”. Эти корабли составили Отдельный отряд Балтийского моря под командованием контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина. Экипажи для них были присланы с Балтийского и Черноморского флотов.

“Чесма” и “Варяг” смогли покинуть Владивосток в конце июля 1916 года, а “Пересвет” под командованием капитана I ранга К.П. Иванова из-за срыва сроков его ремонта вышел в путь на два месяца позже. В этом походе на “Пересвете” гардемарином проходил службу сын командира - Анатолий Иванов.

В Порт-Саиде контр-адмирал А.И. Бестужев-Рюмин получил от союзного командования в Средиземном море схему с точным указанием фарватеров, которыми должен был следовать русский отряд. По заверениям союзников эти фарватеры находились под их постоянным наблюдением и охраной от германских подводных лодок. Однако контр-адмирал Бестужев-Рюмин, взяв на себя полную ответственность, повел отряд напрямую через Средиземное море и оказался совершенно прав. Корабли пересекли море, не встретив ни одной подводной лодки. В первом же порту, в который зашли русские корабли, стало известно, что как раз на предлагаемых фарватерах появились в эти дни субмарины противника и потопили несколько кораблей. В дальнейшем в разное время оба корабля благополучно дошли до Кольского залива.

Броненосец “Пересвет” после ремонта мог дать не больше 14 узлов и прибыл в Порт-Саид только в декабре 1916 года. После небольшого ремонта “Пересвет” в 3 часа дня 22 декабря вышел из Порт-Саида на Мальту. Его сопровождали английский авизо и французский тральщик. К.П. Иванов повел корабль по указанным союзниками фарватерам. Около 6 часов вечера, после очередного поворота за конвоирующим кораблем, в носовой части броненосца произошел взрыв, который повлек за собой детонацию боезапаса носовых орудий. По одной версии “Пересвет” подорвался на мине, выставленной на фарватере германской подводной лодкой “U-73”, по другой версии взрыв произошел в результате диверсии. С корабля по воде сделали несколько выстрелов, но, видя что “Пересвет” быстро оседает носом в воду, командир отдал приказ покинуть корабль. Через несколько минут “Пересвет” ушел под воду. Благодаря четким командам К.П. Иванова и старшего офицера М.М. Домерщикова из 820 человек команды броненосца удалось спасти 736. Они были подобраны кораблями конвоя и рыбацкими лодками. Несколько человек впоследствии скончалось в госпитале.

Броненосец “Пересвет” и линкор “Императрица Мария”, взорвавшийся по невыясненным до конца причинам в Севастопольской бухте, стали самыми крупными из кораблей Российского императорского флота погибших во время 1-й мировой войны. В 1955 году Министерство обороны СССР поставило в Порт-Саиде обелиск в память о погибших на “Пересвете” моряках, а затянутый илом броненосец до сих пор лежит на глубине 25 м.