Военно-морской флот России


27 декабря 1848 г. Родился вице-адмирал С.О. Макаров

Описание Фотографии

 

     
Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года в городе Николаеве Херсонской губернии в семье флотского прапорщика. В 1858 году, в связи с переводом отца в Сибирскую флотилию, переехал в Николаевск-на-Амуре и поступил в Морское училище. 23 апреля 1865 года закончил его первым по успеваемости в звании кондуктора Корпуса флотских штурманов. Уже с 1861 года плавал на кораблях “Стрелок”, “Манжур”, “Аскольд” Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана. За успехи в науках и службе Макарова переаттестовали в гардемарины. После перевода на Балтийский флот служил на корвете “Дмитрий Донской”, башенной броненосной лодке “Русалка”, броненосном фрегате “Князь Пожарский”. В это время начал проводить первые исследования проблем непотопляемости корабля. 24 мая 1869 года был произведен в мичманы. Затем в должности ревизора винтовой шхуны “Тунгус” совершил переход на Дальний Восток.

В конце 1872 года лейтенант Макаров переводится в распоряжение вице-адмирала А.А. Попова. Командировался в Вену на Всемирную выставку 1875 года для демонстрации своего изобретения - пластыря для заделки пробоин судов. В октябре 1876 года назначен на Черноморский флот командиром парохода “Великий князь Константин”. Предложил оборудовать этот корабль для транспортировки катеров с шестовыми минами в район стоянки противника для проведения атаки. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов использовал минные катера для атак турецких кораблей у побережья Черного моря. Впервые успешно применил новый вид морского оружия - самодвижущиеся мины Уайтхэда (торпеды), которыми был потоплен сторожевой пароход “Интибах”. В 1877 году был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и Золотым оружием “За храбрость”. В 1880-1881 годах участвовал в Ахал-Текинской экспедиции в Средней Азии в должности заведующего морской частью при войсках. 29 октября 1881 года Макаров назначен командиром русского стационера в Босфоре парохода “Тамань”, на котором проводил гидрографические работы. Результаты исследований опубликовал в книге “Об обмене вод Черного и Средиземного морей”.

В феврале 1883 года капитан I ранга Макаров был переведен в Кронштадт и назначен флаг-капитаном шхерной эскадры Балтийского моря, а затем Практической эскадры. В 1886 - 1889 годах, командуя корветом “Витязь”, находился в кругосветном плавании и провел большую научно-исследовательскую работу. 16 раз имя Макарова встречается на карте Мирового океана.

1 января 1890 года за отличие по службе был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота. В конце 1991 года исполняет должность Главного инспектора морской артиллерии. Весной следующего года изобретает мягкий колпачок на носовую часть бронебойных снарядов, повышающий их эффективность. Этот колпачок вскоре был принят на всех флотах и назывался “макаровским колпачком”.

7 ноября 1894 года назначен командующим Средиземноморской эскадрой, на которой совершил переход на Дальний Восток. Во время плавания разработал наставление по подготовки кораблей к бою. В 1896 году он был произведен в вице-адмиралы и утвержден в должности старшего флагмана Практической эскадры Балтийского моря. С 1897 года активно работает над созданием мощного ледокола для плавания в Арктике. Вскоре такой ледокол (“Ермак”) был построен, и на нем Макаров совершил два похода к Шпицбергену, Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. С 6 декабря 1899 года Макаров назначается главным командиром Кронштадского порта и военным губернатором города Кронштадт.

После начала русско-японской войны, в связи с ухудшением состояния на театре военных действий, С.О. Макаров был назначен командующим флотом на Тихом океане и 24 февраля 1904 года прибывает со своим штабом в Порт-Артур. Сразу стал готовить флот к активным действиям в море. За короткий срок повысил уровень боевой подготовки на кораблях, организовал взаимодействие с сухопутными частями и береговыми батареями. 31 марта 1904 года вице-адмирал Степан Осипович Макаров погиб при взрыве броненосца “Петропавловск” на японской мине у Порт-Артура.