Военно-морской флот России


31 декабря 1969 г. В состав флота принята подводная лодка “К-162”

Описание  

 

     
28 декабря 1963 года в Северодвинске была заложена атомная подводная лодка нового проекта “661”, который с 1958 года разрабатывался в ленинградском ЦКБ-16 (СПМБМ “Малахит”) под руководством академика Н.Н. Исанина. Главным строителем лодки стал П.В. Голобов, создававший еще первую отечественную атомную подводную лодку. От начала проектирования до приема новой лодки флотом прошло 10 лет.

31 декабря 1969 года был подписан акт о приеме лодки в состав Военно-морского флота, которой присвоили буквенно-литерный индекс “К-162”. В 70-80-х годах лодки подобного класса не было ни в одном флоте мира. “К-162” открыла новый этап в подводном кораблестроении. Впервые корпус лодки длиной 107 м был выполнен из титанового сплава. Прочный корпус состоял из 9 отсеков и находился внутри легкого, придававшего лодки обтекаемые формы с малым коэффициентом сопротивления при движении под водой. Рабочая глубина погружения лодки достигала 400 м, предельная - 550 м. Но главным достоинством “К-162” была скорость. Две ядерные энергоустановки, работавшие от реакторов мощностью по 177 МВт и вращавшие 2 турбины по 40 тысяч л.с., позволяли лодке достичь невиданной до этого скорости подводного хода. На скоростных полигонных испытаниях на глубине 100 м лодка длительное время шла со скоростью 42 узла при 80% мощности главной энергетической установки. В следующем году при полной мощности на мерной миле была достигнута рекордная подводная скорость 44,7 узла, не перекрытая до сих пор.

Оригинальной была компоновка носовой части этой лодки, в которой два первых отсека располагались вертикально один над другим. По бокам этих отсеков под углом к горизонту было размещено 10 контейнеров для противокорабельных крылатых ракет “Аметист”. Система подводного старта также не имела аналогов в мире. Кроме ракет, на вооружении лодки имелись 4 торпедных аппарата с боезапасом 12 торпед. Экипаж - 85 человек. Первым командиром “К-162” был капитан I ранга Ю.Ф. Голубков.

В 70-х годах на лодке проводились научно-исследовательские и испытательные походы, которые выявили и существенные недостатки проекта: высокая шумность хода, слабое вооружение, длительный срок строительства следствием которого стало устаревание устанавливаемого оборудования. В силу этих причин проект “К-162” не был запущен в серийное производство. Уникальный опыт, полученный при проектировании, строительстве и эксплуатации “К-162” был использован при строительстве лодок нового поколения.