1 февраля 1720 г. Начало строительства “потаенного судна”
В 1719 году неграмотный 29-летний крестьянин из
подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Прокопьевич Никонов подал
“написанную за малую мзду” челобитную на имя Петра I. В ней сообщал, что
“сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в
тихое время будет из снаряду забивать корабли, хоты бы десять или двадцать и для
пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек, под потерянием
своего живота, ежели будет неугодно”. В том же письме было сказано, что судно
“будет ходить в воде потаенно”.
13 января 1720 года Петр I принял Никонова и долго беседовал
с ним наедине. Поверив в реальность проекта, царь приказал Никонову никому этой
идеи не разглашать и, “таясь чужого глаза”, немедленно приступить к делу. 31
января этого же года Адмиралтейств-коллегия выслушала сообщение Петра I о
“потаенном судне” и оформила указ: “Крестьянина Ефима Никонова отослать в
контору генерал-майора Головина велеть образцовое судно делать…”.
1 февраля 1720 года Никонов, которому Петр I присвоил
звание “мастера потаенных судов”, официально приступил к строительству опытного
“судна-модели” на специальном участке Галерного двора. В помощь себе Никонов мог
подобрать на судоверфях Санкт-Петербурга лучших мастеровых.
После проведения работ по оборудованию места строительства, 3
марта 1720 года прототип судна был заложен. Точного описания его нет, но
приблизительно можно сказать, что длина его была не более 6 м, высота 1,5-2 м.
Форма напоминала плоскодонное судно с герметичной верхней палубой. В корпус были
вделаны 10 оловянных пластин со сквозными отверстиями для приема воды при
погружении. Этот водяной балласт принимался в кожаные мешки. При всплытии вода
откачивалась за борт вручную с помощью медного поршневого насоса. В корпусе была
сделана шлюзовая камера с люком для выхода водолаза из лодки, находящейся в
подводном положении. Предполагалось, что, в случае успешных испытаний лодки, на
ней будут установлены “огненная труба” и движитель, вероятнее всего, в виде
весел. Одновременно Никоновым была разработана конструкция одного из первых
водолазных костюмов для выхода человека из судна в подводном положении для
разрушения днища неприятельского корабля (прообраз боевого пловца-диверсанта).
Петр часто заходил на участок строительства, интересовался
ходом работ, подсказывал, как и что лучше сделать, подбадривал мастеров. В конце
января 1721 года строительство судна-модели было в основном закончено, а в марте
Никонов лично доложил об этом Петру I. Но испытания задержались и были проведены
только поздней весной 1724 года на Неве. На площадке испытаний, кроме царя,
присутствовали ответственные чиновники адмиралтейства и адмиралы. Ефим Никонов
отвесил всем поклон, перекрестился и спустился в люк своего “потаенного судна”.
Началось погружение лодки. Неожиданно для всех лодка быстро провалилась на
глубину и от удара о грунт дала течь и стала наполняться водой. Петр I лично
организовал спасение изобретателя и его судна.
Веря в идею “потаенного судна” и понимая, что удачи приходят
не сразу, Петр объявил всем присутствующим, чтобы изобретателю “никто конфуза в
вину не ставил”. Никонов приступил к укреплению корпуса лодки и подготовки новых
испытаний. Между тем здоровье Петра ухудшилось, и он стал редко появляться на
строительстве судна. Пользуясь этим недоброжелатели проекта стали обвинять его в
перерасходе материалов и средств и ограничивать затраты на строительство.
Уже после смерти Петра Великого, в апреле 1725 года в
присутствии президента Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирала Ф.М. Апраксина
были проведены повторные испытания “потаенного судна”. Трижды Ефим Никонов
погружался в воды Невы, но каждый раз вынужден был всплывать на поверхность:
“…пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за
повреждением и течькою воды”.
7 сентября 1725 года Екатерина I приказала продолжить работы
над “потаенным судном”. Можно предположить, что очередные испытания судна были
проведены весной 1727 года, однако результаты испытаний опять не удовлетворили
членов Адмиралтейств-коллегии. 29 января 1728 года в Адмиралтейств-коллегии было
принято решение о прекращении работ над “потаенным судном”. Никонов был
разжалован из мастеров в рядовые “адмиралтейские работники” и сослан в
Астраханское адмиралтейство, где в это время строились корабли для Каспийской
флотилии, “с прочими отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями
под караулом”.
|