2 февраля 1702 г. Разрешено строительство частных торговых
судов
В сентябре 1693 года на обратном пути из Архангельска в Москву Петр I
осмотрел расположенные на притоке Северной Двины реке Вавчуге водяные
лесопилки и мельницы купцов Осипа и Федора Бажениных. Оценив
добросовестное отношение к своему делу и незаурядную предприимчивость
братьев, царь предложил им подумать о постройке вблизи лесопильных
мельниц частной судостроительной верфи. Баженовы согласились и получили
царские привилегии. Ознакомившись с технологией судостроения и
конструкцией стапелей на казенной Соломбальской верфи и наняв
необходимых специалистов и работников, Баженины заложили вблизи своих
мельниц новую верфь с несколькими стапелями. Когда в следующем году Петр
I вторично посетил Вавчугу, работы там уже шли полным ходом. Еще через
два года на Вавчугской верфи были заложены первые суда.
В жалованной грамоте от 2 февраля 1702 года Петр I предоставил
Бажениным право строить на Вавчуге суда для продажи и для перевозки за
границу собственных товаров и казенного леса. Им было также разрешено
использовать для заказываемых судов древесину из государственных лесов,
нанимать матросов и шкиперов и иметь на судах для защиты от каперов
пушки и боеприпасы. В этой же грамоте Петр I подчеркивал, что эти
привилегии даны также для того, чтобы “... на то смотря иные всяких
чинов люди, в таком же усердии нам Великому Государю нашему Царскому
Величеству служили и радение свое объявляли”.
К третьему приезду Петра летом 1702 года на верфи подготовили к
спуску два небольших фрегата - “Святой Дух” и “Курьер”. Они были весьма
прочными, с круглыми кормовыми обводами корпуса, что было опережающим
свое время новшеством. Петр сам участвовал в их спуске на воду, а затем
заложил на стапеле новое судно.
На царя произвело сильное впечатление качество баженовских судов. За
успехи в делах Осипу Баженову он присвоил высокое в те годы звание
корабельного мастера, повелел обоих братьев отнести к “именитым людям
гостиной сотни” и пожаловал им 2470 десятин (около 2700 га) леса для
заготовки судостроительной древесины.
В этом же году на Вавчуге были построены первые большие торговые суда
- “Святой Пророк Креститель Иоанн” и “Андрей Первозванный”. На следующий
год они вышли в Амстердам и Лондон. Именно Вавчугская верфь стала первым
в России предприятием морского торгового судостроения. Суда строились
добротно, обладали хорошими мореходными качествами и стоили дешевле
английских или голландских, поэтому вскоре Баженины уже имели много
заказов от казны, русских и иностранных судовладельцев. Следуя почину
Бажениных, на берегах Северной Двины построили собственных верфи Амосов,
Бармин, Зыков, Крылов и др. Одновременно там возникло производство
комплектующих изделий: канатов, парусины, якорей, кованых изделий. В
1781 году в Холмогорах была основана первая в России мореходная школа. В
1786 году она была переведена в Архангельск и в 1944 году реорганизована
в Архангельское мореходное училище.
Вавчугская судостроительная верфь успешно строила торговые и
китобойные суда до 1760 года, затем внук Федора Баженина перевел работы
в Архангельск. В конце 70-х годов XVIII века в Архангельской губернии
функционировало уже 15 купеческих верфей. |