3 февраля 1731 г. Скончался галерный мастер М. Черкасов
Мокей Черкасов вошел в историю отечественного кораблестроения как видный
отечественный галерный мастер. Он родился в одной из деревень на берегу
Ладожского озера. Сразу после основания в 1703 году Олонецкой верфи
Черкасов был направлен туда плотником для постройки “государевой”
галеры, которую заложил сам царь, а делал известный галерный мастер,
грек по национальности, Юрий Антонович Русинов.Во время своих
посещений Олонецкой верфи царь приметил сноровистую работу Черкасова и в
1706 году распорядился отдать его в ученики к галерному мастеру Николаю
Муцину. Под его руководством Черкасов трудился на Галерном дворе
Санкт-Петербурга следующие 7 лет.
В 1713 году на Галерный двор был переведен Юрий Русинов, который
настоял, чтобы в его команду помощником строителя был зачислен Мокей
Черкасов, который к этому времени уже имел опыт самостоятельного
строения галер.
Когда в 1714 году Галерная эскадра Ф.М. Апраксина готовилась к
сражениям со шведами, потребовалось, чтобы в ее составе был опытный
кораблестроитель, способный обеспечить ремонт галер и скампавей. По
представлению Русинова Адмиралтейств-коллегия произвела Мокея Черкасова
в подмастерья скампавейного дела и во главе восьми плотников отправила в
распоряжение Ф. М. Апраксина.
Два месяца продолжался переход Галерной эскадры, в которую входило
около ста галер и скампавей с войсками и провиантом, шхерными
фарватерами к рейду Твермине у полуострова Ганге-Удд. Команде Черкасова
приходилось ежедневно ремонтировать поврежденные в результате посадки на
мель или от столкновения суда эскадры.
Когда Петр I задумал оборудовать волок в узкой части перешейка
полуострова, чтобы перетащить по нему скампавеи и обойти шведскую
эскадру Густава Ватранга, он за одну ночь вместе с Черкасовым детально
разработал конструкцию необходимого сооружения. Команда Черкасова по
этим чертежам оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания
скампавей, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на
воду на другой стороне перешейка. После победы в знаменитом Гангутском
сражении Петр I наградил Черкасова вместе с другими ее участниками.
Затем Черкасова направили в Казанское адмиралтейство, где он должен
был построить 15 разборных скампавей, предназначенных в качестве подарка
союзной в то время Дании. Когда в 1716 году задание было выполнено,
Черкасов отбыл в Копенгаген для руководства сборкой и снаряжением этих
скампавей.
По возвращении на родину, вплоть до 1719 года, Черкасов строил галеры
и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был
прикомандирован к команде французского галерного мастера Клавдия Ниулона,
чтобы научиться строить эти суда “на французский манер”. Черкасов
довольно быстро освоил методы французского мастера и вскоре сам построил
5 “новоманерных” галер. В 1724 году Черкасов построил в Брянске для
Днепровской флотилии по чертежу Федосея Скляева 10 плоскодонных галер и
5 прамов. Произведенный в галерные мастера, он принял заведование над
Казанской верфью. В работе Черкасову помогал подмастерье Андрей
Алатчанинов, ставший впоследствии также известным галерным мастером. В
последующие годы Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге
всеми материалами и припасами и одновременно продолжал строить новые
гребные суда. За 20 лет Черкасов построил около 100 гребных судов и
прамов, которые отличались добротностью и хорошими ходовыми качествами.
Скончался Мокей Черкасов в Санкт-Петербурге 3 февраля 1731 года от
чахотки на 46-м году жизни. Его похоронили на Охтинском кладбище. |